Волшебный мир кукольного театра

Есть в Донецке театр, переступая порог которого мы сразу попадаем в мир детства. Здесь на сцене вместе с артистами играют куклы. В умелых руках кукловодов они смеются и плачут, попадают в самые разные ситуации.

Премьера сказки на новый лад

Донецкий Республиканский академический театр кукол всегда старается удивить юного зрителя, и этот год не стал исключением. Новый 87-й театральный сезон стартовал сразу с премьеры, и это только начало.

«В октябре к нам приезжает талантливый режиссер Московского театра кукол, теней и актера «Отражение» Борис Чернышов, – поделился с корреспондентом «Донецка вечернего» директор Донецкого республиканского академического театра кукол Виктор Стариков. – В прошлом году в Донецке он поставил спектакль «Калинка-Малинка», а этой осенью наши зрители увидят «Спящую красавицу» по Шарлю Перро. Полностью обновится постановка «Лисенок Плут», также состоится премьера сказки на новый лад «Кощей + Василиса = ?». Есть уже планы и на следующий год. Совместно с Министерством культуры мы планируем провести II Международный фестиваль театров кукол. На данный момент откликнулись коллеги из Москвы, Махачкалы, Самары, Горловки, Луганска. Так что сообща делаем все возможное, чтобы наши дети в Донецкой Народной Республике даже в условиях боевых действий не чувствовали себя обделенными».

Творческий тандем

Скажу честно, отправляясь в кукольный театр, я даже не представляла, насколько игра в спектакле – это сложный и трудоемкий процесс. Актер кукольного театра должен в совершенстве владеть не только актерским мастерством, но и пластикой тела. Более того, вся слава делится на двоих: кукле и тому, кто стоит за ней.

«Я бы сказал, что дело не в славе, а в сплаве актера с куклой, – уверяет режиссер Анатолий Поляк. – Театр – это специфическое место, которое требует, чтобы человек был одарен. Наши актеры должны владеть как драматическим искусством, так и умением управлять куклой. Ведь кукла – это такой же инструмент, как, например, для музыканта скрипка. Не каждый способен обучиться игре на этом инструменте, для этого нужно обладать идеальным слухом. Так и у нас для того, чтобы стать профессиональным кукловодом, нужно идеальное актерское мастерство».

Сейчас в театре есть несколько выпускников Донецкого колледжа культуры и искусств, которым, как минимум, год-два нужно стажироваться, прежде чем они смогут полноценно работать. И это при том, что они имеют очень хорошие голосовые данные, дикцию, пластику, музыкальный слух. Здесь им нужно овладеть мастерством работы с куклой – ее надо чувствовать.

«Кукла должна нести образ так же, как живой персонаж – чтобы и ребенок, и взрослый, сидя в зале, видели не просто куклу, которой «играется» актер, а сказочного героя. К тому же, если раньше в театрах кукол преобладали спектакли на ширме, то есть «работала» только кукла, а актер оставался «за кадром», то в течение последних лет 20-ти мировая тенденция такова, что на переднем плане находятся и кукла, и актер. А это намного сложнее», – объяснил Анатолий Поляк.

В наши дни даже малые дети разбалованы прогрессом: телефоны, планшеты, Интернет, в котором мультфильмы не заканчиваются… И для того, чтобы поставить актуальные, качественные спектакли, интересные детям, требуется современное техническое, звуковое и световое оборудование. Как говорит режиссер театра, каждое открытие сезона – это экзамен, смогли или нет заинтересовать зрителя репертуаром. Ведь театр должен чем-то удивлять.

Классика с изюминкой

К подбору репертуара здесь относятся очень серьезно. Чаще всего за основу берутся классические произведения, которые учат ребенка добру, дружбе и другим важным человеческим качествам.

«Классика – она выверена годами, столетиями. Поэтому там не нужно выдумывать заново велосипед. Но дело в том, что классику нужно поставить так, чтобы она интересно смотрелась в нашем жанре. Для театра кукол редко пишут авторы. В основном, мы берем сказки и их перерабатываем. Как таковых пьес для нас практически нет», – поделился режиссер театра.

Между прочим, в репертуаре нашего кукольного театра есть совсем недетские темы. Именно наши таланты смогли адаптировать такие сложные произведения, как «Ночь на Ивана Купала» и «Дорога в Вифлеем» в спектакли, которые заинтересовали не только детей, но и взрослых.

«Нельзя брать слабый литературный материал. Пусть он будет посложней, тогда будут тянуться все: актеры, постановщики, режиссер. Но спектакль получится хорошим. Та же «Ночь на Ивана Купала». Он нигде не шел ранее, это повесть Гоголя, которую мы переработали специально для театра кукол. Точно также и «Куклосветное путешествие». Там нет материала, все придумано. Для театра кукол современное произведение или классика – это повод для того, чтобы сделать спектакль. Любое произведение нужно адаптировать под наши дни. Это очень сложный вопрос, но не брать классику — это сродни преступлению», – продолжает Анатолий Поляк.

Пенсионеры под стеклом

Старых кукол здесь ласково называют пенсионерами, многих из них можно увидеть в фойе за стеклом или же на полках. А ветеран, Золотой цыпленок, созданный в 1984 году, выступает до сих пор. Кстати, несколько лет назад мастера театра создали аналог той самой куклы, которая во время Великой Отечественной войны объездила весь Южный фронт.

В те годы автор слов знаменитой песни «Давай закурим» Илья Френкель выступал перед солдатами с кукольным спектаклем «Каленым штыком». Гитлера, Геббельса, Риббентропа, Антонеску, Петрушку и венгерского офицера сделала донецкая мастерица кукол. К сожалению, художница погибла при бомбежке вокзала, ее имя осталось неизвестно, но и после смерти мастерицы куклы продолжали свой бой. Так самодельный театр с обновленными куклами под названием «Веселый десант» веселил бойцов еще несколько лет.

«Не так просто содержать куклы в надлежащем виде. Хранятся они в разных местах. Дело в том, что здание, в котором находится театр, для нас не приспособлено. Раньше здесь был кинотеатр, в котором нас временно и разместили. Задумывалось, что для кукольного театра построится отдельное помещение, но этого так и не произошло. У нас есть идея создать при театре музей, чтобы посетители их видели, но это тоже сделать не так просто», – рассказал режиссер театра.

В репертуаре театра сейчас около 50 спектаклей, сколько в них задействовано кукол, посчитать нереально, ведь только в «Мухе-Цокотухе» по мотивам стихотворения Корнея Чуковского их более тридцати.

Постановку этого спектакля осуществила молодежная творческая команда. Для молодого актера Романа Мишина «Муха-Цокотуха» стала первой самостоятельной режиссерской работой. Вместе с художниками Лесей Терновых и Еленой Зарби-Гальчук они наполнили сказку интересными находками и яркими красками. Например, рождение главной героини из кокона, напоминающего конфетку «Рафаэлку», или модник Паук, меняющий шляпы и наряды несколько раз.

Как рассказал Роман Мишин, над образами кукол работали долго и тщательно. У каждого «героя» есть свой характер, более того, иногда получается так, что кукла и актер чем-то похожи друг на друга.

«Кукла не просто инструмент, это еще и друг, которого нужно слушать, чувствовать и понимать. Есть в них какая-то сила, недаром же существуют куклы вуду», – шутит Роман.

Шутки шутками, а вот своего кукольного двойника актеры и режиссеры заводить не стремятся. Побаиваются.

«Мы к своим напарникам пытаемся относиться не просто как к куску дерева или папье-маше. Мы с ними разговариваем, если они падают, жалеем. Общаемся с ними, возможно потому, что с ними живем», – говорит Роман Мишин.

А вы верите в то, что куклы оживают? Если нет, то загляните в кукольный театр и убедитесь в этом сами.

Юлия Котова, газета «Донецк вечерний»

Exit mobile version