Возрождение донецкого гончарства

Никто не знает, кто и когда сделал первую посуду из глины, но точно известно, что гончарное искусство – одно из первых ремесел на Земле. Творения древних мастеров находят во всех уголках земного шара – в Китае и Японии, в Африке и Южной Америке. Этот вид искусства несет в себе бесценную информацию о культуре и быте народов. Есть свои традиции гончарства и у Донбасса. О них и рассказал известный донецкий гончар Александр Викторович Ткаченко: 10 января в Донецком республиканском краеведческом музее он провел семинар-практикум «Перспективы развития гончарного ремесла в Донбассе».

Поучиться гончарному делу у него пришли люди разных возрастов: от школьников до пенсионеров. На семинар приехали около 30 участников из Макеевки, Докучаевска, Ждановки и Донецка.

ИСКУССТВО, ИСПЫТАННОЕ ВРЕМЕНЕМ

Свой семинар-практикум донецкий гончар условно разделил на две части: вначале Александр Ткаченко подробно рассказал о глиняных месторождениях нашего края, а также поделился своими уникальными знаниями и опытом, которые были получены в экспедициях по Донбассу. Наш регион располагает богатыми залежами гончарных глин. А наиболее качественное сырье добывают на севере области в Славянском, Константиновском, Артемовском районах, этим и объясняется сосредоточение керамического производства именно на этой территории.

На семинаре можно было ознакомиться с изделиями гончарства, когда-то широко использовавшимися в повседневной жизни, но сегодня незаслуженно забытыми. Например, сейчас уже мало кто помнит, что такое опарница, ендова (низкая, керамическая посуда для пива или меда), полевик, кашник, глиняный дуршлаг, умывальник, крынка, гусятница, подойник (утварь для дойки коров). Александр Викторович продемонстрировал все это богатство и рассказал об особенностях использования каждого предмета.

Было интересно узнать, к примеру, что подойник изготавливался без крышки и просто накрывался тканью, чтобы под крышкой молоко не скисло. А хозяйка в случае надобности продавала подойник вместе с коровой, передавая, как говори- ли, из полы в полу. Поднимали  подойник с земли, благословляясь, и никогда не брали голыми руками, только через ткань. Вспомнил мастер и о своем первом знакомстве с глиной – это случилось, когда ему толь-ко исполнилось 10 лет. Тогда ему попалась книга «Лепим из глины», этакий сборник глупых советов, например: смазывать руки постным маслом, чтоб глина не прилипала, или обязательно хранить готовые изделия в холодильнике. Зато практических советов, какой материал лучше использовать для лепки или как просушить готовое изделие, в этой книге не было. Тем не менее Александр Викторович не сдался, и пронес свое увлечение через всю жизнь, превратив детское хобби в образ жизни.
Будучи потомственным шахтером, досамого выхода на пенсию Александр Ткаченко не имел возможности вплотную заниматься творчеством. Теперь же он все свое время посвящает любимому увлечению, параллельно изучая историю по- явления гончарства в Донбассе. За пять лет он сумел не только обучиться необходимым гончарским навыкам, но и выработать свой собственный стиль: Ткаченко использует древнегреческую технологию «ганозис» – обрабатывает горячие изделия воском и маслом, не применяя глазурь и лак, что позволяет долго сохранять первозданный вид посуды и другой утвари.

«Мы стараемся заинтересовать людей новыми методами и темами, а гончарные изделия – это всегда своя специфика, мы всегда поддерживаем наших мастеров и всегда рады распространить их творчество среди жителей Республики. Проводим постоянные семинары и творческие лаборатории по разным видам творчества для того, чтобы наше традиционное, народное искусство не забывалось. У нас в краеведческом музее такие мероприятия проходят не так часто, как хотелось бы, мы их проводим ежемесячно, сначала творческую лабораторию в декоративно-прикладном виде искусства, а второй месяц – например для художников. В большинстве случаев такие семинары посещают руководители кружков декоративно-прикладного или изобразительного искусства, они с удовольствием присутствуют на всех наших мероприятиях», – рассказала Варвара Яровая, начальник отдела декоративно-прикладного и изобразительного искусства Донецкого республиканского дома народного творчества и кино.

ГЛИНЯНОЕ ВОЛШЕБСТВО

Во второй части семинара Александр Ткаченко провел мастер-шоу, во время которого из одного и того же куска глины создавал изделия простейших форм (сосуды с узкой горловиной) и сложные творения. Завертелся гончарный круг, и началось настоящее волшебство – бес- форменный кусок глины в руках ремесленника начал приобретать самые разнообразные формы. Работа с глиной требует своего, особого подхода – никаких разговоров, только музыка. Но главная составляющая успеха – это душевное равновесие мастера, только так можно добиться твердости руки и ювелирной точности движений. Результат ошеломляет – готовое изделие живет, в нем как бы продолжается частица души мастера.

«Ни один гончар в мире, а я переписываюсь с гончарами от Австралии до Канады, даже не подойдет к глине, если у него в душе какой-то разлад, – говорит Александр Ткаченко. – Ведь он точно знает, что такое изделие жить не будет – даже если он сделает изделие, его разорвет в печи, если не разорвет, оно все равно жить не будет, его разобьют. Поэтому, если нет гармонии, единения с глиной, никто к глине не подходит, хотите вы этого или не хотите, занимайся чем угодно, но к глине не подходи».

История мастера весьма драматична: до начала войны в Донбассе у Александра Ткаченко была мастерская «Донецкая гончарня», располагавшаяся в районе донецкого аэропорта, где занятия были расписаны на недели и даже месяцы вперед. В 2014 году обстрелы украинских «воинов света» полностью разрушили мастерскую. Затем блокада со стороны Украины сделала невозможным получение сырья с севера Донбасса. Другой бы, наверное, сдался, но не Александр Ткаченко. Он вновь начал все с нуля, не имея даже нормального помещения для работы. И победил обстоятельства! Сегодня донецкий гончар продолжает создавать свои шедевры из глины и давать бесплатные мастер-классы на территории торговых центров Донецка, обучая детей и взрослых навыкам работы с глиной, продолжает делиться секретами своего мастерства.

«Глина «затягивает» – можно сказать, что это не профессия, а уже диагноз, образ жизни, и если ты с ней «подружился», понял ее свойства, то уйти от нее практически невозможно. Глиняные изделия несут в себе энергетику мастера, даже если они не безукоризненны внешне. Глина забирает абсолютно весь негатив, и ты получаешь неимоверное успокоение от процесса», – рассказал Александр Ткаченко.

Несмотря на трудности военного времени, Александр Ткаченко продолжает свою работу. По его словам, отдельные «друзья» с украинской стороны с началом блокады очень радовались, считая, что гончарство в Донецке умрет. Радость оказалась преждевременной: благодаря мастеру работа продолжается, хотя и пришлось потрудиться в поисках сырья, но находки оказались во многом неожиданными и весьма любопытными.

«Пришлось изучать историю, чтобы выяснить, где были кирпичные заводы и карьеры. Естественно, многие карьеры обстреливаются, поэтому искали здесь, у себя, – говорит гончар. – И не напрасно, мы нашли много месторождений, много интересного, оказывается, в одном из сел Шахтерского района еще 10 лет назад в школах преподавали гончарство, а об этом никто не знает. Это недалеко от Саур-Могилы, там даже горны остались, и преподавали гончарство на уроках труда». Так что у донецкого гончарства все еще впереди.

Персональная выставка Александра Ткаченко откроется 30 января в Донецком краеведческом музее.

По материалам газеты «Донецкое время»

Exit mobile version