Многие современные руководители задаются вопросом: «Как увеличить производительность труда подчиненных и от чего это зависит?»
Коллектив становится мощным средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется позитивным психологическим климатом. Уменьшение количества конфликтных ситуаций – серьезная практическая проблема, которая стоит перед руководством коллективов.
Можно условно разделить конфликты на «вредные» и «полезные». «Полезные» конфликты помогают раскрыть и изменить нездоровые отношения. В руках опытного руководителя конфликт может быть эффективным средством воспитания. В то же время мы достаточно часто встречаемся с «вредными» конфликтами, которые не способны решить ни одной воспитательной задачи, а только ухудшают общий климат, нервную систему окружающих.
Социологи утверждают, что из-за конфликтов и послеконфликтных переживаний теряется свыше 15 % рабочего времени. Одной из первых социальных потребностей человека есть потребность в общении. От того, как складывается опыт профессионального общения, зависит способность сотрудника оценивать себя и регулировать свое поведение. Многочисленные исследования медиков, психологов, педагогов подтверждают мысль относительно ведущего значения эмоционального благополучия человека в психическом развитии его личности. От того, как коллеги относятся к сотруднику, зависит и его отношение к себе.
В интересах поддержания бодрого духа в коллективах руководитель должен непременно опираться в своей работе на позитивное в людях, делать акцент на позитиве в любом деле. Это правило должно стать основой всей его деятельности относительно сплочения коллектива сотрудников. Авторитет руководителя – половина успеха служебной деятельности коллектива.
В завершение хотелось бы привести слова Наполеона Бонапарта: «Стадо баранов, которое ведет лев, может победить стадо львов, которое ведет баран».
Елена Лихачева, психолог ГПСО г. Горловки МЧС ДНР
газета «Кочегарка»