Живопись шерстью: яркие рассветы и тающие закаты

Каждый наверняка видел картины, написанные маслом, гуашью и даже пастелью. А известно ли вам о картинах, «нарисованных» шерстью? О живописи шерстью рассказала, а также показала, как создаются изумительные композиции, Наталья Воропаева – руководитель Донецкого филиала народных умельцев и художников Республиканского дома народного творчества и кино, научный сотрудник научно-исследовательского одела Донецкого республиканского художественного музея.

Техникой шерстяных картин она начала заниматься 11 лет назад. «Каждый человек наделен талантами, и я задумалась о том, какие же таланты есть у меня… В одно прекрасное утро я проснулась с идеей писать на полотне, но не масляными красками, а шерстью. Я купила нитки и сделала клоуна, котика и цветы. Об этой технике мне ничего не было известно. В Донецке в 2010 году я не встречала ни у кого шерстяной живописи ни на бульваре Пушкина, где собирались умельцы, ни на всевозможных выставках. Я пошла в Дом народного творчества и показала свои картины, там методист сказала, что это шерстяная живопись», – вспоминает рукодельница.

«После этого я стала искать информацию в Интернете и нашла только двух людей, в Санкт-Петербурге и в Москве, которые занимались такой живописью. Сегодня непряденой шерстью занимаются намного больше людей – и в Америке, и во Франции, с некоторыми мастерами я списываюсь, делимся опытом», – сказала Наталья.

Хорошее настроение – залог успеха

Мастер-класс для всех желающих Н. Воропаева провела в стенах Донецкой библиотеки им. Крупской. Она показала присутствующим свои работы. Глядя на яркие картины, не сразу понимаешь, что они выполнены далеко не красками. «Рисование шерстью предполагает выкладывание волокон слой за слоем. Шерсть сцепляется и в итоге образует единое целое полотно, которое оформляется в раму под стекло», – поясняет наша собеседница.

По ее словам, для создания пейзажа или любого другого жанра понадобится шерсть разных оттенков, рамка для фотографии со стеклом. Для новичков, чтобы шерсть лучше цеплялась за ткань, в качестве основы лучше подложить фланель или флизелин. Так как рисунок создается путем наложения волокон шерсти друг на друга, то пригодятся пинцет, ножницы и хорошее настроение – это залог того, что композиция получится красивой

Новичкам Наталья советует: если делаете работу на фанере, чтобы она не просвечивалась, сначала нужно сделать фон – выложить слой сливера (неокрашенная овечья шерсть). Славится более тонкая и мягкая шерсть, из нее получаются пряди нежнее.

«Для картины следует выщипать волокна в той мере, в которой считаете нужным, – густо или реденько. Образовавшийся пушистый комочек используют для создания облаков, снеговиков, сугробов. Чтобы сделать лист цветка, куста, нужно шерсть подпушить, а для ветки – вытянуть, предавая продолговатую форму», – поясняет она. И показывает, как правильно пинцетом подправить или уложить мелкую деталь, к примеру сердцевину одуванчика.

«Есть мастера, которые сначала рисуют эскиз, а после по нему собирают композицию. Я этим не занимаюсь, образы, сюжеты сами рождаются у меня в голове… Не скажу, что пейзажи люблю делать больше, чем портреты. Это все мои дети. Единственное – пейзажи смотрятся живописнее, но портреты люблю больше из-за мелких деталей, которые нужно выполнить технично, чтобы прорисовывались носик и глазки и румянец на лице проступал», – отмечает мастерица по шерсти.

Как любому хорошему художнику, ей всегда не хватает цветовой палитры. Поэтому она берется за текстильную краску и выкрашивает шерсть, чтобы выйти на нужный оттенок. «В одной картине я могу использовать 20–30 цветов. Мне никогда не хватает красок. Краски я вижу, как мне кажется, иначе. Мне хочется ярче и ярче. И люди любят яркие цвета, они радуют глаз. Вот и стараюсь нехватку красок восполнить самостоятельно – колористикой. Мне важна цветовая гамма, если я хочу придать небу необычный цвет, искринку, сияние, поэтому подкрашиваю нитки», – поясняет Н. Воропаева и отмечает, что иногда использует тени для век – прорисовывает и дополняет ими детали на полотне.

Поскольку шерсть нежная и воздушная, Наталья рекомендует новичкам не оставлять недоделанную работу без присмотра. «Изделие надо накрыть стеклом, иначе любое дуновение ветра, сквозняк буквально сдует волокна – исправить это будет сложно, скорее всего, придется начинать все сначала. Также следите за домашними питомцами – котики могут воспользоваться моментом», – предостерегает Н. Воропаева.

Художница постоянно разрабатывает новые направления. Например, наша землячка складывала волокна на шелковой ткани, на ней необычно играют краски. В пейзажах использовала сушеные цветы и листья. А совсем недавно создала цикл изображений на мешковине.

«Я не слежу за тенденцией, прорабатываю так, как чувствую. Одно время мне нравилось использовать сушеные травы и цветы, я их добавляла – это было необычно и интересно. А в этой, посмотрите, как красиво прорисовывается шерсть на мешковине», – показывает и рассказывает она.

По ее словам, картину ей удается создать буквально за вечер. Это пришло с опытом, новичку надо потрать не менее трех дней, а то и больше двух-трех недель.

Выставлялась в России

За 11 лет она выполнила более 700 работ, которые разъехались по всему миру, хранятся они в частных коллекциях в Германии, Италии, США и других странах. Много лет подряд ее пушистые картины демонстрируют на всевозможных выставках. Последние были представлены в Доме работников культуры и в Доме народного творчества в Донецке.

Кроме того, ее творчество полюбили в определенных уголках Российской Федерации. «Я возила несколько работ из коллекции в Россию по программе интеграции «Россия – Донбасс» от Русского центра. Представляла их в Брянске, Московской области, Белгороде, Астрахани. В последнем участвовала в конференции «Астрахань многонациональная», выступала с докладом «Конгрегация межнациональных культур», рассказывала о мастерах ДНР, чем мы занимаемся, к чему стремимся», – рассказала наша собеседница.

«Картины дарю во время своих поездок и знаю, что их выставляют в городских музеях. Однажды в Йошкар-Олу (столица Республики Марий Эл. – Прим.) возили разного рода изделия мастеров ДНР, среди них были и мои пейзажи и клоуны. Через какое-то время их вернули обратно в Донецк. Спустя несколько месяцев я выехала в составе донецкой делегации в Йошкар-Олу, взяла свои работы на выставку «Зов предков». Так вот местные жители подходили ко мне и спрашивали: «Где вы взяли эти картины? Откуда они у вас? Мы видели их в нашем музее». Они были шокированы, когда узнали, что я являюсь автором. Было трогательно и очень приятно услышать, что им они понравились и запомнились», – рассказывает Воропаева.

Ею созданы и прекрасные пейзажи с яркими рассветами, с тающими закатами, и дивная рыжеволосая девочка, которая собирает седые одуванчики и пускает их по ветру, и нежные цветочные букеты, и многое-многое другое. Картины отдают теплом. «Музыку вселенной» с изображением клавиш фортепиано она подарила пианистке Валентине Лисице в один из приездов артистки в Донецк. А «Музыку небес» Наталья посвятила нашему земляку, композитору Сергею Прокофьеву. В будущем Наталья намерена поработать над абстракцией.

«Есть картины, которые повторить я не могу, их оставляю в своей коллекции, чтобы представить на очередной выставке. Некоторые считают, что шерстяная живопись – это так сложно. Нет, для меня – легко», – говорит Наталья, вдохновленная на создание очередной безупречной и нежной картины.

Виктория Лев, газета «Донецк вечерний»

Exit mobile version