Надежда Чичерова, Анатолий Жаров
В уходящем году художественно-выставочный центр «АртДонбасс» центр отметил свой пятилетний юбилей. О том, как удалось сохранить галерею в самые тяжелые годы войны, для кого сделали исключение и провели персональную выставку, и почему плакали музейщики в России рассказала корреспонденту «Все о ДНР» директор «АртДонбасса» Екатерина Калиниченко.
— Екатерина Николаевна, раскажите пожалуйста, как галерея работала в это тяжелое время?
— Во время жестких обстрелов дончане шли в «Арт Донбасс».Мы заметили, что посетители, которые приходили к нам до той осени и после — это разные люди. Из «старых знакомых» осталась пара десятков, остальные начали ходить к нам именно тогда — в самые страшные времена: проводили в центре по несколько часов, приходили на одну и ту же выставку по три-четыре раза. Сначала мы думали, что им очень понравилась конкретная экспозиция, потом — что эти люди в принципе любят искусство. Но тогда, где же они были раньше? — она, кажется, удивлена до сих пор, хотя уже знает ответ. — Мы разговаривали с разными людьми, и все они отвечали практически одно и то же: «Здесь мы отдыхаем и набираемся сил». И все стало ясно. На улице в то время постоянно грохотало: то со стороны аэропорта, то с Запада. А у нас было тихо.
Это наблюдение мы с ее коллегами сделали в 2014-м. К тому моменту я возглавляла выставочный центр «Арт — Донбасс» уже несколько месяцев. Назначила меня на эту должность война. Тогда, во время самых жестоких обстрелов, люди покидали город тысячами. Кто-то бежал от смерти, разрухи и голода, кто-то — по идеологическим причинам — к тем, кто эти смерть, разруху и голод нес. Опустел и «Арт Донбасс». Тогда же мне предложили возглавить галерею, подобрать новый коллектив, а главное ответить на вопрос: нужно ли искусство людям, которые пытаются выжить. Мы решили, что нужно, и не ошиблись: все годы войны «Арт Донбасс» работает в обычном режиме, ни дня не оставался без посетителей.
— План выставок составлен на годы вперед?
— Удивительно даже не то, что мы не закрылись, а то, как часто меняется экспозиция. Понятно, что в Донецке всегда было что показать, но выставки идут одна за другой, и все экспонаты местные.
Конечно, сначала было очень трудно. Еще при создании галереи главную задачу формулировали так: показать дончанам произведения искусства, к которым они не могут добраться самостоятельно. То есть, мы собирались привозить, и несколько лет привозили в галерею картины художников из разных стран… Но кто же знал, что все сбудется так буквально? Город оказался в осаде и многие люди действительно физически не могут выехать. С другой стороны, и иностранные художники, и украинские тоже — с ними мы сейчас вообще не общаемся — естественно, не торопятся привозить к нам свои работы. Мы очень переживали, думали: сколько мы протянем на местном материале? Оказалось, зря переживали: сейчас план выставок составлен на годы вперед.
Еще одна трудность, с которой столкнулись в «Арт-Донбассе» — вписать этот «местный материал» в формат, который изначально выбрал для себя центр: никаких персональных выставок, только тематические, которые, кроме того, должны объединять художников разных стилей и разного уровня. Но и ее здесь превратили в «изюминку».
— Рядом с работами мэтров вы размещаете работы не просто начинающих художников, а учеников, детей. Вам это не кажется рискованным?
— Нет (улыбается). Представляете, ребенку 8, 13, 16 лет, а его работа уже представлена на серьезной выставке и размещена рядом с работой известного мастера. Это не только награда, это еще и прекрасная мотивация, это та планка, к которой им предстоит тянуться. Нужно помнить, что в Донецке продолжают работать художественные школы, а у детей, которые там занимаются, возможностей показать себя стало гораздо меньше. Но желание помочь юным талантам не отменяет серьезного художественного отбора. Художественный совет представляет лучшие работы.
— Как вы отбираете работы?
— При галерее есть Художественный совет — около 10 человек, которые не являются нашими сотрудниками. Состав совета для каждой вставки разный — это зависит от тематики. Если мы планируем выставлять живописные полотна, мы советуемся с живописцами, скульптуру — со скульпторами, фотографию — с фотографами. Могу назвать несколько имен: это народные художники Украины Григорий Тышкевич и Владимир Шендель, руководитель фотоклуба «Объектив» Владимир Нагаец, представитель управления культуры Александр Барщевский и другие. Наличие такого совета для любой галереи принципиально. Конечно, сотрудники — профессиональные искусствоведы — могут справиться с подбором работ и самостоятельно, но мы не полагаемся на свои силы, мы спрашиваем советуемся.
-Как рождаются темы ваших экспозиций? У вас была выставка об осени, о ветре и даже о чашках!
— По-разному. Какая-то идея может родиться у нас, что-то могут придумать и предложить сами художники. Знаете, иногда бывает так: идея появляется, но кажется не очень масштабной, трудно реализуемой. А когда начинается работа, когда к ней присоединяются разные люди, вносят свои предложения, все разрастается и превращается в грандиозное событие. Очень помогает «сарафанное радио»: мы ведь не знаем точно, какие работы есть в запасниках у художников, сколько их, а художники общаются между собой, узнают о готовящейся выставке и иногда достают с дальних полок полотно, о существовании которого мы и не подозревали, а оно идеально подходит к нашей теме.
-А как работы молодых, малоизвестных художников попадают на выставки?
-Мы открыты для всех. Любой, кто хочет представить свою работу на одной из наших выставок, может приехать к нам в рабочее время и привезти работу. Мы покажем ее Художественному совету и он примет решение.В «АртДонбассе» не забывают Народных художников
-Давайте вернемся к теме персональных выставок. Вы изначально отказались от такого формата, но для некоторых мастеров сделали исключение. Почему?
— Дело в том, что у нас, в Донбассе, осталось всего три Народных художника. И мы просто обязаны показать их работы людям. Сначала мы организовали выставку Григория Тышкевича — в прошлом году ему как раз исполнилось 75 лет. Затем — персональную выставку выдающегося художника — графика Владимира Шенделя. В следующем году исполнится 80 лет Юрию Зорко, как не показать его неповторимые живописные полотна? Эти мастера творят десятки лет, провести персональную выставку их работ — это не только отдать дань уважения им как художникам, это, прежде всего, возможность для нас с вами увидеть мастерство художника в его развитии. Выставочная площадь «Арт-Донбасса» — полторы тысячи квадратных метров, здесь можно разместить 200 работ как минимум. Это позволит показать, как с годами совершенствовалось мастерство художника, как менялся его взгляд на мир, его техника.
— Говорят, что в стенах галереи звучит классическая музыка…
— Выставочный центр находится в прямом смысле слова под землей — в подземной части монумента «Твоим освободителям, Донбасс!». Возможно, это тоже добавляло привлекательности выставкам, особенно во время сильных обстрелов. В галерее нет ни одного окна — это, скорее, плюс — больше места для картин. Несмотря на отсутствие дневного света, огромный двухъярусный зал очень уютный. Посередине него стоит незачехленный рояль, который кажется и даже не запирается. Возможно, потому, что не имеет смысла: играют на нем чаще, чем в какой-либо другой художественной галерее. Инструмент у нас появился еще в первый год работы центра. Удивительная акустика зала завораживает слух. В год проходит до 20 концертов, творческих отчетов, это не говоря о торжественных открытиях выставок, на которых всегда звучит музыка. В прошлом году струнный квартет «Бомонд» предложил проводить в «Арт Донбассе» ежемесячный музыкальный проект «Посиделки на струнах», приглашая участвовать и других музыкантов. Нашим посетителям он очень понравился, они оставили массу положительных отзывов, и в этом году мы «Посиделки…» продолжаем
С начала 2015 года мы стали проводить художественные лектории, и на данный момент можем предложить 10 различных тем. Их проводят наши сотрудники, мы приглашаем и других лекторов: культурологов, искусствоведов, студентов и преподавателей учебных заведений, которые изучают или преподают искусство. Чтобы провести лекцию как можно более интересно, мы используем все возможности, которые у нас есть: добавляем звуковое оформление, показываем видеоРоссийские друзья поддерживают искусство Донецкой Народной Республики
— Хочется спросить, хватает ли вам ресурсов, чтобы продолжать работу, но ответ очевиден — скорее всего, нет. Как вам удается оставаться на плаву?
— Внешне может сложиться впечатление, что у нас все хорошо. И пусть наши посетители так и думают. Но, на самом деле, финансирование — очень больной вопрос. Крутимся, как можем: используем собственные возможности, собственные ресурсы, и ресурсы тех людей, которые откликаются на наши призывы о помощи. Самое обидное то, что мы теряем сотрудников. Люди, которые могут, умеют и хотят работать, настоящие профессионалы, вынуждены либо уезжать, либо искать другую работу здесь, чтобы прокормить семью. С другой стороны, все мы конечно, понимаем, что времена сейчас очень тяжелые для всех жителей региона, не только для нас. Средств нет ни у кого. В связи с этим нельзя не сказать о той помощи и поддержке, которую оказывает Российская Федерация. Я имею в виду не конкретно наш Центр, а состояние культуры в регионе в принципе. Вы знаете, что во время военных действий было разрушено много памятников, памятников нашей совместной истории. У Донбасса, конечно, нет ресурсов для того, чтобы это восстановить.
-Российское музейное сообщество интересуется тем, что происходит у нас? Вы поддерживаете контакты с коллегами из России?
— Да, конечно, интересуются, и контакты поддерживаем. В апреле я ездила в Екатеринбург на конференцию, посвященную сохранению музейных ценностей в военное время. Меня поразило то участие, та теплота, то внимание, с которым нас встретили. Все четыре дня, что длилась конференция — люди расспрашивали меня буквально обо всем: что у нас на самом деле происходит, чего хотят люди Донбасса, как мы живем, как работаем в таких условиях. И еще постоянно старались о нас позаботиться — нам, конечно, иногда становилось неловко из-за такого внимания, но мы чувствовали, что все это — искренне, от чистого сердца. Когда я делала доклад, рассказывала о том, что происходит сейчас с памятниками культуры на Донбассе, я видела у людей слезы на глазах.
— От чего?
— Мы привезли фотографии памятников, какими они были до войны, и какие они сейчас. Понимаете, эти … эти нелюди — по-другому их не назовешь — они не просто уничтожали памятники, они глумились над ними: стреляли в глаза, отбивали руки. На монументе Вечной Славы в Дебальцево у солдат прострелены глазницы — случайно так не попадешь. Когда люди в зале увидели фото Саур-Могилы, то, какой она стала, они были в шоке. Когда я закончила доклад, в зале стояла гробовая тишина, они даже не сразу смогли начать задавать вопросы.
— Знаю, что за проект «Наш Пушкин» коллектив «АртДонбасса» в России был отмечен высокой наградой.
— Работа над проектом «Наш Пушкин» действительно принесла много радости в наши сердца, в сердца жителей Донецка и Горловки. И вручение медали «Михаил Ломоносов. 300 лет со дня рождения» в Москве- это не сиюминутное решение оргкомитета серьезного литературного конкурса. Таким образом была отмечена большая и интересная работа всего коллектива «АртДонбасса» и всех неравнодушных к творчеству великого поэта людей.
— А украинские коллеги, украинские художники? Неужели прямо все от вас отвернулись?
— Нет, думаю, не все. Но точно не знаю — мы не поддерживаем связь. Мне кажется, они просто боятся нам звонить. Все понимают, почему, но, все-равно, очень жаль. Искусство должно объединять и очень обидно, когда кто-то пытается превратить его в инструмент войны.
— В преддверии Нового года все люди стараются заглянуть хоть на секундочку в будущее. Что смогут увидеть посетители «Арт Донбасса» в 2017 году?
— Мы продолжаем работу с нашими художниками. В планах сделать творческие семейные «портреты». Уже в феврале будет большая такая выставка семьи Качановых — Виктора и Ирины. На ней будут представлены работы и их двух сыновей, один из которых живет в Москве. Это действительно кладезь мудрости. Мы готовим большую выставку ко Дню Республики. Она будет не только с работами наших художников, но и подключили здесь москвичей, художников из Санкт-Петербурга.
Провели уже переговоры, дай Бог, чтобы здесь все получилось, о том, что к нам привезут выставку работ из Музея имени Пушкина в Москве. Планируется наш выезд в Новочеркасский музей истории Донского казачества с выставкой «Прикоснись к истории. Здесь пейзажем правят терриконы». Хотим показать наши замечательные места.
С детьми проведем большой конкурс, посвященный 80-летию со дня рождения Эдуарда Успенского. Простоквашино, Крокодил Гена — эти и много других образов мы очень любим. Быть может, эти детские работы сможем показать в России как это получилось с рисунками, посвященными творчеству Сергея Прокофьева. Сейчас выставка этих работ экспонируется в Москве в Доме славянской письменности и культуры. Она продлится там до 10 января.
Думаю, что в следующем году нас всех, друзей «АртДонбасса», почитателей искусства ждет еще один хороший сюрприз. Подробности о нем сообщим позже.
Мы очень серьезно работаем. Планируем участвовать и в международных конференциях. Также работаем в том, чтобы у нас была возможность выезжать за рубеж и рассказывать о том, что наше искусство развивается, что мы не поменяли свои приоритеты в этой жизни.