Тайну картины середины ХIХ века раскрыли общественности 18 мая в Международный день музеев сотрудники Донецкого республиканского художественного музея — они впервые показали публике живописное полотно неизвестного авторства с изображенной неизвестной женщиной, которое поступило в Донецк из Государственного Эрмитажа в 1961 году.
Сотрудникам Донецкого художественного музея удалось все-таки раскрыть тайну картины «Портрет женщины с газовой фатой». Как сообщила заместитель директора ДРХМ по научной работе Марина Третьякова, сегодня она обрела своего автора и теперь в Донецке знают имя изображенной на холсте молодой девушки. «За последние пять лет мы совершили ряд приятных открытий. И последним таким успехом, которым мы гордимся, стало открытие портрета Великой княжны Марии Михайловны Романовой», — заявила она.
Русская Великая княжна Мария Михайловна Романова (1825-1849) была дочерью Великого князя Михаила Павловича (сына императора Павла I) и Фридерики Шарлотты Марии, старшей дочери принца Вюртембергского Павла Генриха Карла Фридриха Августа, принявшей в православии имя Елены Павловны.
Марина Третьякова рассказала, что удалось установить и автора картины. «Много лет эта работа стояла в фондах музея, считаясь картиной неизвестного автора. При этом было видно, что эта работа хорошего мастера и он изобразил даму высокого статуса. Сейчас современные технологии дают возможность для общения с российскими искусствоведами и таким образом была найдена гравюра, хранящейся в Эрмитаже, где была подпись, что она сделана с оригинала русского живописца Тимофея Неффа», — сказала она.
До этого в коллекции Донецкого художественного музея не было официально работ этого художника. По словам музейного реставратора Евгения Лактионова, готовившего картину к экспозиционному показу, в самом начале его работы над картиной, он поставил перед собой задачей увидеть настоящий цвет авторских красок. Он рассказал, что, картина в своей биографии, поменяла несколько мест своего нахождения, о чем свидетельствуют семь инвентарных номеров на раме на обороте полотна, в т.ч. и Эрмитажа. В ходе расчистки нескольких слоев лака удалось раскрыть теплые полутона, характерные для кисти крупного художника.
«Мы поняли, что имеем дело с превосходной живописью. Сегодня мы можем с большой вероятностью утверждать, что именно эта картина являлась прообразом гравюры из Эрмитажа и является картиной Тимофея Неффа, которая все эти годы считалась утерянной», — заявил он.
Карл Тимолеон Нефф (Тимофей Андреевич) (1804– 1876). Исторический и портретный живописец, мастер религиозной живописи.Учился в Дрезденской академии художеств. В 1827 приехал в Санкт-Петербург. В 1832 был назначен придворным живописцем при императоре Николае I и устроен в Зимнем дворце. Исполнял портреты членов царской семьи и представителей петербургской знати, в том числе двойной портрет Великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны, портреты Великих княгинь Екатерины Михайловны, Елены Павловны и Марии Николаевны. В поездках по Италии написал много жанровых картин, любил изображать купальщиц и нимф. Картины «Две нимфы в гроте» и «Ангел молитвы» (1850) были приобретены Николаем I и многократно репродуцировались. Крупнейшим достижением Неффа стали росписи в Исаакиевском соборе, в том числе 14 икон в главном иконостасе и большой образ Спаса Нерукотворного над царскими вратами с внутренней стороны. Написал также образа для иконостасов Готической капеллы в петергофской Александрии, малой церкви Зимнего дворца и церкви академии художеств, 31 образ для московского храма Христа Спасителя. Академик, профессор Российской академии художеств, с 1864 года –смотритель картинной галереи Эрмитажа. Был возведен во дворянство, пожалован рядом царских орденов и подарков. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.
Вдохновленная работой кисти Тимофея Неффа, донецкая художница-шоколатье Юлия Петропавловская сделала шоколадную копию картины «Портрет женщины с газовой фатой». Как рассказала автор этого произведения, для этого она затратила 19 кг шоколада и работала над ним в течение недели.
Как заверили сотрудники ДРХМ научно-исследовательская работа в этом учреждении культуры продолжается и, наверняка, жителей Донецкой Народной Республики ждет еще много новых сенсаций.
Анатолий Жаров,
фото — Надежда Чичерова