26 июня худрук «Донбасс Оперы» народный артист Украины Вадим Писарев отметил юбилей – 40-летие своей творческой деятельности. Конечно, если бы не военные действия и регулярные обстрелы центра Донецка, эта дата стала бы поводом для целой череды мероприятий: концертов, возможно, выставок, визитов гостей как из Москвы, Петербурга, так и из дальнего зарубежья. Но обстановка не позволяет проводить никакие массовые мероприятия, поэтому все, что могут поклонники таланта этого незаурядного человека, обладателя множества премий и наград, почетного гражданина Донецка, – это вспомнить основные вехи его творческого пути, пути, сделавшего Вадима Писарева настоящей звездой мирового балета. Это и сделал корреспондент «Донецка вечернего» вместе с руководителем литературно-драматургической части «Донбасс Оперы» Натальей Дейнекой.
25 балетных партий
На сцене Донецкого театра оперы и балета молодой танцовщик заблистал сразу. Невозможно было, чтобы даже самым требовательным зрителям, самым искушенным ценителям классического танца не понравился этот яркий, харизматичный, щедро одаренный талантом и готовый бесконечно трудиться, шлифуя свои природные данные, юноша. Филигранная техника, молодецкий задор, блеск в глазах, обезоруживающая улыбка – все это сразу сделало начинающего танцовщика любимцем публики. Его любовь к своей профессии, готовность неустанно совершенствоваться, постигать какие-то новые знания и умения позволили завоевать и уважение более опытных коллег и руководства. Неудивительно, что почти сразу Вадим Писарев начал исполнять ведущие партии в репертуарных спектаклях театра. Вот их список, способный впечатлить любого знатока балета: Ромео, Меркуцио – «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева; Альберт – «Жизель», Конрад – «Корсар» А. Адана; Вацлав – «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева; Принц – «Щелкунчик», Зигфрид – «Лебединое озеро», Дезире – «Спящая красавица» П. Чайковского. Легендой стали и концертные номера, где зрители видели иную пластику, иной подход, нетривиальные идеи и трактовки образов. До сих пор поклонники классического танца помнят «Маугли» А. Локшина, «Музыканта» Н. Паганини, «Пламя Парижа» Б. Асафьева, гопак из балета «Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого. Есть в репертуаре танцовщика и 50 па-де-де, поставленных персонально для него ведущими хореографами Европы и Америки.
Творческие трофеи
Список наград мэтра так велик, что для того, чтобы их вспомнить, мне понадобилась помощь Натальи Дейнеки:
«Соревнуясь с лучшими представителями балетного мира, Вадим Писарев каждый раз доказывал, что он – лучший из лучших. В 1983 году он стал лауреатом 1-го Республиканского конкурса артистов балета, в 1984-м – лауреатом Всесоюзного и международных конкурсов в Хельсинки и Париже, в 1985 году – лауреатом Международного конкурса в Москве, а в 1986 году – лауреатом Международного конкурса в США. В начале 1996 года он получил высшую награду – Премию ЮНЕСКО «Лучший танцовщик» мира 1995 года».
Но есть у нашего земляка и солидный список государственных наград.
«Вслед за профессиональным признанием последовали и государственные награды: почетное звание «Заслуженный артист Украинской ССР» (1986); почетное звание «Народный артист Украинской ССР» (1989); орден «За заслуги» III степени (1998); jрден Святого Станислава III степени (2001); почетная грамота Кабинета Министров Украины (2003); звание «Почетный гражданин Донецка» (1993); орден «За заслуги» II степени (2004); знак «Шахтерская слава» III степени (2009); грамота Верховного Совета Украины (2010); грамота Главы Донецкой Народной Республики (2017)».
Школа
«С именем Вадима Писарева связано множество ярких страниц истории нашего театра и города Донецка: фестивали, конкурсы, премьеры, гастроли.
Большое внимание В. Писарев уделяет развитию детского творчества. Много сил и энергии он вкладывает в воспитание и поддержку талантливой молодежи, – рассказывает Наталья, – В 1992 году он основал Школу хореографического мастерства Вадима Писарева и является ее творческим руководителем. Это кузница кадров, прежде всего для театра. Более 100 выпускников школы работают в ведущих театрах мира. Среди них Яна Саленко (прима-балерина Государственного балета Берлина), Жерлин Ндуди (артист балета Майами, победитель (Гран-при) танцевального «Евровидения» 2003 года в Амстердаме), Денис Черевичко (премьер Венской государственной оперы), Светлана Бедненко (солистка Михайловского театра Санкт-Петербурга), Андрей Писарев (солист театра «Кремлевский балет»), Евгений Лагунов (премьер Будапештской оперы), Лилия Орехова (солистка Московского театра классического балета Смирнова-Голованова) и многие другие».
«Звезды мирового балета»
«Вадим Писарев – основатель международного фестиваля «Звезды мирового балета», который проходил в Донецке с 1994 года. Всего состоялось 23 фестиваля балетного искусства. Благодаря этому творческому форуму о Донецком театре оперы и балета узнали во всем мире. Фестиваль «Звезды мирового балета» в Донецке стал крупнейшим и значимым местом встречи величайших звезд балетного мира, привлекающим именитых солистов балета, танцевальные коллективы, балетмейстеров и хореографов со всего мира. Вадиму Яковлевичу удалось сплотить балетный мир вокруг себя и донецкой сцены в одну большую балетную семью, где радость встреч – искренняя, закулисные беседы – душевные, а эмоции – такие настоящие».
Балетмейстер
«Талант великого танцовщика реализовался еще в одном амплуа. Вадим Писарев с успехом дебютировал в роли хореографа-постановщика современного балета «Турангалила» по мотивам древнеиндийских легенд. Затем был грандиозный международный проект, в результате которого родился спектакль «Пер Гюнт» Э. Грига. За эту постановку и исполнение партии Пер Гюнта Вадим Писарев получил приз норвежских журналистов «Золотая роза».
Уже в годы войны в Донбассе Вадим Писарев поставил на сцене «Донбасс Оперы» балет-феерию «Малыш и Карлсон» на музыку Г. Манчини, Ч. Чаплина, П. Дюка, К. Джонса и др.; оперу-балет «Он хотел жить, “как все другие“» С. Прокофьева, К. Сен-Санса. Как балетмейстер имел отношение к театральной мистерии Carmina Burana К. Орфа. Его стараниями в репертуар вернулись в новом обличье такие любимые зрителями балеты, как «Спартак» А. Хачатуряна и «Спящая красавица» П. Чайковского. А совсем недавно состоялась премьера еще одной работы мэтра – балетной сцены «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина».
Сейчас мастер снова в поиске новых линий и акцентов в постановке балета «Война и мир» В. Овчинникова, совместного с Кремлевским балетом проекта, получившего грант Президентского фонда культурных инициатив. Есть немало и других замыслов, которые наш именитый и талантливый земляк, конечно же, реализует в жизнь.
Ольга СТРЕТТА, газета «Донецк вечерний»
Фото из архива «Донбасс Оперы»
Автор благодарит руководителя литературно-драматургической части «Донбасс Оперы» Наталью Дейнеку за помощь в подготовке материала