Старенькие ЛАЗы, ПАЗы, ГАЗы и, конечно же, Икарусы до сих пор можно встретить когда они неторопливо, а порой и с напрягом, везут людей на работу и с работы, по делам и просто так. Давным-давно не работает на городском маршруте любимец всей детворы — желтенький Икарус «гармошка». В большинстве случаев на смену стареньким советским машинам пришли практичные и неприхотливые автобусы более новых моделей «Павловского завода». В сегодняшнем материале предлагаем вспомнить легендарные советские автобусы, которые помнят и знают многие.
ЛиАЗ-677
Советский городской высокопольный автобус производства Ликинского автобусного завода. Первый опытный экземпляр автобуса был выпущен в 1963 году. Массово выпускался с 1967 по 1994 год. Единичная сборка на сторонних автосборочных предприятиях из машинокомплектов продолжалась до 2002 года. С начала 2000-х годов постепенно выводится из эксплуатации. Всего было выпущено 200 000 автобусов всех модификаций (самая массовая модель завода). ЛиАЗ-677 является первым советским автобусом с гидромеханической (автоматической) коробкой переключения передач.
ЛАЗ-695
Советский городской высокопольный автобус среднего класса, разработанный на Львовском автобусном заводе. Инициатива разработки и производства новой модели автобуса была поддержана «в верхах» и для конструкторов ЛАЗа были закуплены образцы современных европейских автобусов с целью изучения актуальных тенденций в автомобильном дизайне и технологии: Магирус, Неоплан, Мерседес. При проектировании конструкции был учтен опыт «Мерседес Бенц 321», а внешние стилистические решения было решено выполнить в духе «Магируса», при этом модель разрабатывалась заводом самостоятельно и была оригинальна. Строительство первого ЛАЗ-695 было начато в 1955 году.
ПАЗ-672
Автобус малого класса, производившийся Павловским автобусным заводом в 1967-1989 годах. Автобусы ПАЗ-672 были предназначены для районных и пригородных маршрутов с малым пассажиропотоком, хотя они использовались и используются в городах, зачастую в роли маршрутных такси и служебных автобусов.
Автобус создан на базе шасси от грузового автомобиля ГАЗ-51 , рассчитан на 23 сидячих места, а всего мог взять на борт до 45 пассажиров. Коробка передач без изысков — 4 ступенчатая механическая, равно как и подвеска — обычная рессорная. При этом ПАЗ показывал вполне сносный расход топлива в районе 20 литров на 100 километров и полюбился пассажирам из-за тепла в салоне — двигатель был практически рядом с водителем. Всего до 1989 года, когда прекратилось производство этой модели, было выпущено почти 300 тысяч подобных автобусов, многие из которых еще в состоянии передвигаться по нашим дорогам.
РАФ-2203
Прообраз современной маршрутки появился в Союзе в 1976 году и получил название «Латвия». Это был компактный 12-местный микроавтобус, который не только перевозил пассажиров, но частенько выполнял функции скорой помощи. Изначально конструкторам была поставлена задача разработать авто с легким стеклопластиковым кузовом под агрегаты тогдашней «Волги». Для легкого авто вполне хватало штатных 95 лошадиных сил в сочетании с 4-ступенчатой механической коробкой. Однако на этапе испытаний прототип попал в аварию, в которой серьезно пострадали люди, и кузов было решено делать из традиционного металла. Вот только мотору такое решение не сильно понравилось — машина получилась медленной, хоть и щеголяла довольно футуристичными для СССР формами кузова. Вплоть до 1997 года автобус пережил несколько модернизаций, в ходе которых получил доработанную систему вентиляции салона, вакуумный усилитель тормозов и передние дисковые тормоза. Однако почти через 20 лет после начала выпуска «Латвия» ушла на покой, уступив место первому микроавтобусу «Газель».
Ikarus-280
Хоть и не советский но наш родной и любимый. Знаменитая «гармошка», способная взять на борт до 180 человек, появилась в далеком 1973 году на основе обычного автобуса. На протяжении почти 30 лет этот любимый до сих пор многими автобус выпускался в Венгрии, Белоруси и России. За это время в нем перебывало множество двигателей — от родного дизеля Raba до агрегатов от MAN, DAF и Cummins. В самой распространенной модификации мотор выдавал около 200 лошадиных сил, а подвеска могла похвастаться пневматическими элементами с регулятором положения кузова. Любопытно, что Ikarus разошелся по стране огромным тиражом и в некоторых городах до сих пор активно трудится на городских маршрутах. Так, даже в 2018 году в Екатеринбурге каждый день в рейс выходят больше 60 подобных машин. Возят людей «гармошки» и в Курске, Саратове, Снежинске и Волхове — такой живучести удалось добиться благодаря действовавшей в 90-е программе обновления до 80% компонентов старых автобусов.
По материалам газеты «Знамя Победы»