24 октября можно учреждать еще один международный день художника. В этот день в разные годы и в разных странах родилось не менее двух десятков известных живописцев: Эжен Фромантен и Гюстав Брион, Петр Брандль и Ян Ливенс, Генрих Семирадский и Константин Юон… А еще 80 лет назад, 24 октября 1940 года, на свет появился народный художник Украины, академик Международной академии наук, образования, индустрии и искусств (США), профессор кафедры дизайна и арт-менеджмента Донецкого национального университета Григорий Тышкевич, которого называют основоположником стиля лирического урбанизма.
ДОЛГИЕ ГОДЫ УЧЕНИЧЕСТВА
– Григорий Антонович, когда у вас проснулся интерес к живописи?
– Это произошло в Херсоне, когда мне было пять лет. Бабушка повела меня крестить в церковь. Я был очень впечатлен обрядом и храмом, но особенно – иконами и росписями. Когда мне рассказали, что их написали художники, я захотел стать одним из них. Потом еще не раз ходил в церковь посмотреть на святые образа и фрески.
Примерно в то же время старший брат привел меня во Дворец пионеров, где я стал с увлечением заниматься в разных кружках. Играл в шахматы, выпиливал лобзиком, делал модели кораблей, изучал азбуку Морзе, ходил в драматический кружок, занимался плаванием, парусным спортом и еще много чем. Но больше всего мне нравились занятия в студии изобразительного искусства. Я там рисовал до тех пор, пока дежурный не выгонял меня из дворца.
Когда мне было лет 12, моя работа «Цапля на болоте» была отмечена на международном конкурсе в Индии, оттуда прислали грамоту, которую подписал сам премьер-министр Джавахарлал Неру. Еще через год или два мой рисунок «Освобождение политзаключенных из херсонской тюрьмы» был удостоен грамоты на конкурсе в Египте, ее подписал премьер-министр Гамаль Абдель Насер.
– После окончания школы вы сразу решили и дальше учиться на художника?
– Я мечтал стать капитаном дальнего плавания и рисовать разные страны во время путешествий. После седьмого класса пытался поступить в мореходку, но из-за юного возраста меня не приняли. Когда же закончил десять классов школы, то поступил в Одесское художественное училище.
Помимо живописи, меня увлекала словесность – я писал стихи и рассказы. Поэтому хотел поступить еще и на филфак Одесского университета, но там мне сказали, что нельзя одновременно учиться в двух заведениях. Однако я взял в деканате программу литературы, которую изучали студенты, и самостоятельно прочитал очень много произведений из нее. Эта мировая литература меня воспитала.
После окончания училища в Союзе художников мне предложили писать в местные газеты заметки об одесских живописцах. У меня появилась возможность бывать в их мастерских, наблюдать за работой, перенимать опыт. Очень много у них почерпнул. В частности, у народного художника СССР Михаила Божиего.
Затем я поступил в Харьковский художественный институт, где учился еще пять лет. Во время учебы писал научные рефераты, один из которых получил высокую оценку на Всесоюзной студенческой конференции. Также продолжал писать в газеты, в качестве лектора Всесоюзного общества «Знание» читал лекции о новых направлениях искусства ХХ века. Они вызывали живой интерес и дискуссии.
В институте мне не утвердили тему дипломной композиции «Комсомольский поэт», которую я намеревался выполнить не в требуемой академической манере, а в монументально-плакатной, но разрешили готовить дипломную работу экстерном. Тогда я написал картину с лирическим, есенинским мотивом, на которой изобразил босоногого мальчишку с белой лошадью на фоне берез, и успешно защитился в 1967 году.
А работу «Комсомольский поэт» все-таки написал, когда после окончания института уехал работать в родное Запорожье. Она имела огромный успех, ее репродукции печатали в журналах, экспонировали на выставках, в том числе всесоюзных, отметили республиканской премией комсомола Украины имени Н. Островского.
ПЕВЕЦ ТРУДОВОГО ДОНБАССА
– А почему вы переехали в Донецк?
– В конце 1960-х годов по инициативе председателя донецкого отделения Союза художников Украинской ССР Василия Полоника в Донбасс пригласили группу молодых художников для укрепления творческого потенциала. В том числе и меня. Нам предоставили мастерские и новые квартиры в центре города. Я приехали туда с женой. Недавно мы с ней отметили золотую свадьбу. Кстати, она родилась со мной в один день. Также в этом году исполняется 50 лет с того дня, как меня приняли в Союз художников.
В Донецке меня сразу назначили председателем комиссии по работе с молодыми художниками и членом правления отделения Союза художников. Нам хотелось выставлять свои работы, но в городе не было выставочных залов. Через обком комсомола мне удалось договориться о проведении экспозиций в кинотеатрах «Кристалл» и им. Т. Г. Шевченко, в Доме работников культуры.
Потом мы решили показывать и воспевать в своих работать трудовой Донбасс. Полезли в шахты, где я умудрялся прямо под землей делать этюды. Также ездили на металлургические и другие предприятия. По нашему примеру стали выезжать на предприятия Донбасса группы художников из других регионов Украины, а после – из других республик СССР и даже из европейских стран социалистического лагеря. Так как я был зачинателем таких выездов, то меня стали включать в эти группы, в том числе в качестве руководителя. Также меня направляли в Чехословакию на совместные выставки «Искусство друзей».
Ездил я в 1970-е годы и в творческую командировку на строительства БАМа, после которой провел в Донецке выставку сделанных там работ.
Затем мне предложили провести персональную выставку в Киеве – впервые в истории Украины молодой художник удостоился такой чести. После этого меня пригласили вместе с другими молодыми живописцами в Дом творчества в Сенеже, что в Подмосковье. Там я написал картину «Донбасс. Голуби», которую приобрела Третьяковская галерея. А вообще мои работы находятся в музеях и в частных коллекциях более чем 30 стран. Большинство из них посвящены любимому Донбассу, о котором я в одном из своих стихотворений писал:
Ты подарил мне вдохновенье,
Здесь лучшие мои творенья.
– А у вас не возникало желания уехать из Донбасса в безопасное место, когда в 2014 году здесь началась война, кстати уже вторая на вашем веку?
– Нет! Мне не раз предлагали уехать на Украину, но я сказал: взрослое дерево не пересаживают. Я этому краю посвятил почти всю жизнь, полюбил его всей душой, невозможно разорвать тысячи нитей, связывающих меня с ним.
ТРИ ЮБИЛЕЙНЫХ ВЫСТАВКИ
– Сколько всего вы написали работ за свою долгую творческую жизнь и в каких жанрах?
– Трудно сосчитать. Наверное, около трех тысяч. Что касается жанров, то писал и тематические картины, и портреты, но отдаю предпочтение пейзажам и натюрмортам. Люблю рисовать цветы, которые сам выращиваю на даче: розы, лилии, ромашки, хризантемы.
– Как собираетесь отмечать свое 80-летие?
– Впервые планируется открытие трех выставок, посвященных этой круглой дате. 22 октября должна открыться экспозиция в музее «Арт-Донбасс», на следующий день – в Республиканском краеведческом музее, а в сам день моего рождения, 24 числа, – в Республиканском художественном музее, где также состоится гашение почтовой марки, посвященной моему юбилею. Пользуясь случаем, приглашаю всех ваших читателей на эти мероприятия. В дни открытия выставок я собираюсь подарить около 50 своих работ музеям и общественным организациям.
– То есть вы в день рождения сами собираетесь делать подарки. Это довольно необычно. Поздравляем вас с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, творческого долголетия, вдохновения, радости и мира!
По материалам газеты «Донецк Вечерний»