Большинству православных верующих Донецкой и Горловский епархий хорошо известны лишь два десятка святых покровителей нашего края, прославленных за последние 25 лет. Это святитель Игнатий Мариупольский, преподобный Илия Макеевский и 18 преподобных отцов, подвизавшихся в XVII–XX веках в Святогорской обители на Северском Донце. Некоторые еще знают и почитают святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, который родился и вырос в селе Адамовка, что неподалеку от той же Святогорской обители. Еще меньше жителей Донбасса могут вспомнить преподобного Варсонофия Херсонского, служившего в 1948–1950 годах в Краматорске. Это, пожалуй, и все. Назвать кого-то еще затрудняются даже священнослужители.
Между тем в Донбассе жили и служили еще десятки подвижников, многие из которых тоже причислены к лику святых, но по ходатайству не наших, а других епархий, в основном российских, поэтому у нас очень мало кто знает о них. Сегодня мы расскажем о трех из этих новомучеников и исповедников.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНТОНИЙ
Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский, родился в 1892 году в Херсонской губернии. Окончил Одесскую духовную семинарию и Петроградскую духовную академию. В 1915 году его рукоположили в сан иеромонаха и направили на фронт в качестве настоятеля одной из походных церквей. А через два года он был направлен служить в Одессу, где его возвели в сан игумена и назначили преподавателем духовной семинарии.
В июне 1923 года обновленческий митрополит Евдоким (Мещерский) сказал игумену Антонию: «На следующий день будет твоя хиротония». Он растерялся и уступил натиску архиерея. Его рукоположили во епископа Херсонского, викария Одесской епархии. Но обновленческим епископом Антоний был около года. В 1924 году он принес покаяние в РПЦ, после чего патриарх Тихон с сонмом архиереев рукоположил его во епископа Мариупольского, викария Елисаветградской епархии. Однако викариатством он управлял всего несколько месяцев, а затем был сослан властями в Харьков, откуда продолжал управлять епархией. Подробности мариупольской страницы жизни епископа не известны.
В 1926 году епископ Антоний был арестован и приговорен к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения, а затем – к трем годам ссылки в Енисейск. После возвращения из ссылки его назначили епископом Белгородским. Но не прошло и двух лет, как 25 февраля 1935 года архиерей и еще несколько священнослужителей были арестованы. Против него выдвинули ложные обвинения, в частности в том, что он якобы вел агитацию против колхозов и за отторжение Украины от СССР к Германии, а также собирал средства для ссыльного духовенства. Владыка отказался признавать себя виновным. Тем не менее все обвиняемые получили разные сроки заключения и были отправлены на Дальний Восток, в лагере они находились вместе с Курским архиепископом Онуфрием (Гагалюком). Там на них завели новое дело.
В марте 1938 года архиепископ Онуфрий, епископ Антоний, а также ряд священников и псаломщиков были приговорены к расстрелу. 1 июня приговор был приведен в исполнение.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПАВЕЛ
В отличие от епископа Антония, протоиерей Павел Андреев служил в нашем краю долго – 27 лет. Будущий священномученик родился в 1880 году в Курской губернии. Окончил Курскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию.
В 1902 году был рукоположен в сан священника. Служа приходским священником, отец Павел до 1912 года также преподавал Закон Божий в школах Голубовского рудника Славяносербского уезда Екатеринославской губернии (ныне это территория Луганщины). Затем переехал в Бахмут, где до 1919 года был законоучителем реального училища и настоятелем училищной церкви. В 1920 году его назначили настоятелем церкви Андрея Первозванного села Андреевка Мариупольского уезда (ныне это территория Новоселковского района Донецкой области), а через год – настоятелем Николаевской церкви села Николаевка того же уезда. С 1922 по 1929 год отец Павел был настоятелем Николаевской церкви Мариупольского порта. С 1924 года он был еще и благочинным всех храмов Мариуполя, а с 1925 по 1928 год исполнял обязанности уполномоченного по управлению Мариупольским викариатством. В 1925-м вышеупомянутый епископ Мариупольский Антоний (Панкеев) наградил протоиерея посохом – «за усердные и полезные труды по должности уполномоченного по викариатству». В 1927 году ОГПУ арестовало священника, но через два месяца заключения освободило.
В 1929 году отец Павел перебрался из Мариуполя в Москву. Там его назначили сначала настоятелем церкви Воскресения Словущего, что на Остоженке, а потом – ключарем Богоявленского кафедрального собора в Дорогомилове.
Весной 1932 года ОГПУ вновь арестовало священника по ложному обвинению в антисоветской деятельности и приговорило к трем годам ссылки в Казахстан.
После возвращения из ссылки отца Павла назначили настоятелем Вознесенской церкви в Теряевой Слободе Волоколамского района, а в 1937 году – настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Возмище того же района и благочинным приходов трех районов Московской области.
Но 7 октября того же года его арестовали, обвинив в антисоветской агитации и других преступлениях. 16 ноября отца Павла и второго священника данного храма, отца Александра Зверева, расстреляли и захоронили на печально известном Бутовском полигоне, где покоятся десятки тысяч расстрелянных.
ИСПОВЕДНИЦА НАТАЛЬЯ
Баронесса Наталья Модестовна Фредерикс была фрейлиной трех императриц – Марии Александровны, Марии Феодоровны и Александры Феодоровны.
Она родилась в 1864 году в селе Знаменовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне оно находится в Александровском районе Донецкой области). Там баронесса провела детские годы, потом жила в Санкт-Петербурге, однако часто приезжала в Знаменовку, где обитала с лета и до глубокой осени. В селе Наталья Модестовна построила начальную школу для детей.
В Санкт-Петербурге она стала учредителем Крестовского благотворительного общества. Во время Первой мировой войны работала хирургической сестрой в Царскосельском лазарете. В начале 1919 года поступила на работу библиотекарем в Педагогический институт дошкольного образования, а после того как в 1922 году ее уволили по сокращению штатов, стала давать частные уроки детям.
В июле 1919 года бывшую баронессу арестовали, но в феврале 1920-го освободили. 3 февраля 1924 года она вновь была арестована – «за активную церковную деятельность в приходе» Сергиевского собора на Литейном проспекте. 26 сентября ее приговорили к двум годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. Работала она там сначала на кирпичном заводе – на формовке и переноске сырца, позднее была гувернанткой у детей руководителей лагеря, а в начале 1926 года добровольно вызвалась ухаживать за сыпнотифозными больными в изоляторе, где тоже заразилась тифом и умерла 30 марта 1926 года.
Писатель Борис Ширяев, находившийся с ней в том же лагере в одно время, посвятил Наталье Фредерикс главу своей книги «Неугасимая лампада». По свидетельству автора, она смиренно переносила все тяготы лагерной жизни, относилась одинаково доброжелательно к совершенно разным людям, в том числе к представительницам «дна». Поначалу последние издевались над ней, но потом Наталья Модестовна сумела снискать их ответную любовь и уважение.
В1981 году она была прославлена Архиерейским собором РПЦЗ как исповедница в Соборе новомучеников и исповедников российских. Но так как РПЦЗ в 2007 году объединилась с РПЦ, то, очевидно, календарь нашей церкви тоже пополнится именем этой святой, а возможно, уже и пополнился.
Сергей ГОЛОХА, газета «Донецк вечерний»