В начале ноября 2017 года Останкинская телебашня в столице России отметит свое первое 50-летие со дня окончания строительства первой очереди. В создании этой уникальной конструкции, на тот момент — крупнейшем достижением науки и техники всего Советского Союза, приняли участие более 40 проектных и научно-исследовательских институтов, десятки строительно-монтажных организаций, заводов-изготовителей нестандартного оборудования различных министерств и ведомств страны. Есть там доля труда и донбассовцев.
Успеть к первому мая
На страницах газеты «Социалистический Донбасс» за 28 марта 1967 года была опубликована заметка «Для Останкинской телебашни» сотрудника газеты «Ждановский машиностроитель» В. Гришкевича, в которой сообщалось о специальном заказе из Останкино для коллектива Ждановского завода тяжелого машиностроения (потом он стал называться «Азовмашем», а городу вернули старое название Мариуполь). Директором этого предприятия был тогда лауреат Государственной премии, впоследствии Герой Социалистического Труда, легендарная личность Владимир Федорович Карпов. «Изготовить для стройящейся телебашни металлоконструкции кольцевых полов ресторана и механизм их вращения. Разработку рабочих чертежей на заводе поручили конструкторам металлического оборудования, возглавляемым Дмитрием Лямзиным. Подготовку производства взяли на себя работники технологических бюро, которыми руководят Владимир Кравченко и Владимир Коломоец.
Ресторан будет расположен на 330-метровой отметки телебашни. Металлоконструкции должны быть в три раза прочнее обычных. Общий вес трех колец полов и механизма их вращения – около одиннадцати тонн», — сообщалось в заметке.
Кроме того, было отмечено, что рабочие чертежи были переданы в сборочно-сварочный цех №3. К сборке вращающихся колец приступила бригада Алексея Старовойтова. Они должны были сделать этот ответственный заказ до 1 мая.
Собирали металлоконструкции лучшие
Дополнительной информации о выполнении этого специального заказа из Москвы для «Ждановтяжмаша» удалось найти немного. И это вполне объяснимо, так как на этом крупном предприятии выполнялось много заказов для советской оборонной промышленности, в т.ч. и для танков, ракетных войск (машиностроители из Мариуполя, в частности, изготовляли оборудование для ракет-участников советской лунной программы – Прим. автора).
Заказ для Останкинской телебашни был гражданским, и поэтому о нем упоминалось в открытой советской печати. При этом, как узнаем позже, на страницах газет указывалась совершенно иная нумерация цехов завода, а не так, как это было на самом деле. Вся техническая документация, касающаяся непосредственно самих металлоконструкций, осталась на предприятии. Там должны и храниться протоколы заседаний технического совета завода, из которых, наверное, мы бы сегодня узнали о подробностях выполнения того ответственного производственного заказа. И все же, удалось подтвердить сам факт создания в Мариуполе устройства для высотного ресторана на Останкинской телебашне в Москве.
Со страниц той же заводской многотиражки «Ждановский машиностроитель» за 18 апреля 1967 года узнаем некоторые новые детали выполнения работы: «В цехе №34 закончена сборка первого кольца вращающегося пола воздушного ресторана телевышки-гиганта в Останкино. После придирчивого осмотра ведущими специалистами завода конструкция была признана отличной. Бригады сборщиков А.М.Старовойтова и Э.П.Стрюкова, встав на ленинскую трудовую вахту, быстрыми темпами форсируют вынужденную задержку в выполнении заказа. Качеству выполнения предъвляются особые требования: жесткие допуски и сверхпрочность. Работу тормозила нехватка металла. Когда же эта проблема была решена, рабочие в самый короткий срок закончили сборку первого кольца. Сейчас готовы к сборке секции второго. Для ускорения работ на участке была освоена ручная правка, изготовлены приспособления для нее. Славно поработали сборщики В.А.Грипачев, В.Е.Корнилов, комсомолец Ф. Иванов, резчики Конищук и М.К.Егорова…Сейчас мы твердо можем гарантировать готовность заказа к концу этого месяца. Хочется еще раз через газету напомнить товарищам из цеха №17: — Вы тормозите комплектацию отгрузки заказа задержкой деталей и узлов». Подписался под этой заметкой старший мастер цеха №34 С.Геращенко. Как теперь видим – работа шла непросто и с некоторыми трудностями.
При этом нужно отметить, что сборкой вращающихся колец для ресторана на телебашне в Останкино занимались лучшие рабочие. Бригадир Алексей Старовойтов в том году носил на заводе почетное звание «Лучший сборщик».
Напомним, что спецзаказ должны были сделать к 1 мая 1967 года. И буквально накануне этого праздника, в номере за 30 апреля заводской многотиражки, в заметке «Кольца сделаны» все того же старшего мастера цеха №34 Геращенко, сегодня можем прочитать отчет о проделанной работе. «-Записали бы нас первыми на очередь, — шутят сборщики нашего участка. – Может быть приклеить к какой –либо из секций кольца вращающегося пола ресторана листок с заявлением?
И верно, эти люди достойны быть среди первых посетителей высотного ресторана в Останкино. В его сооружение они вложили немало своего труда.
Уже проведена контрольная сборка колец, ведущие специалисты завода качество продукции признали отличным, что подтверждает и клеймо работников отдела технического контроля. Тщательно выкрашенные, секции упакованы покомплектно и за два дня до конца месяца отгружены.
Отлично потрудились над выполнением этого заказа сборщики бригад, которыми руководят Старовойтов и Стрюков. Эти они добросовестным отношением к делу, добились высококачественного выполнения заказа и завершили его в срок», — говорится в газетной заметке.
А подвел итоги работы машиностроителей Донбасса инженер завода В.Башмаков в городской газете «Приазовский рабочий» в номере за 23 апреля 1967 года. «Гармонично вписалась в панораму Москвы башня Останкинского телецентра. В строительстве его участвуют коллективы многих предприятий страны. Выпала честь внести свою лепту в эту стройку и ждановским машиностроителям.
19 апреля слесари-сборщики прославленной бригады, которой руководит орденоносец Алексей Михайлович Старовойтов, одержали еще одну трудовую победу: они закончили сборку второй по счету поворотной площадки для высочайшей в мире телебашни. Требования к ней предъявлялись жесткие: надо было добиться высочайшей точности и прочности. Еше бы! Ведь эта площадка диаметром 18 метров будет установлена в заоблачной выси, где-то на четырехсотметровой отметке. Крепко пришлось потрудиться слесарям из сборочно-сварочного цеха №3 В.А.Грибачеву, В.Е.Корнилову, бригадиру Э.П.Стрюкову, резчице М.К.Егоровой и другим. С заданием они справились успешно – технический контроль принял площадку с отличной оценкой», — сказано в заметке «Тяжмашевцы – москвичам».
Вот и практически и вся информация об участии машиностроителей Донбасса в строительстве Останкинской телебашни. Мы сегодня не знаем, были представители завода из тогда города Жданова на открытии уникального сооружения или нет, посещали ли его сборщики металлоконструкций или им так и не удалось в своей жизни побывать там? Зато доподлинно известно, что тогда, в 1967 году, люди из республик большого Советского Союза вместе работали над самыми амбициозными проектами и добивались выдающихся успехов.
«Седьмое небо» посетили свыше 10 миллионов
А для того, чтобы всем было более понятно о каком уникальном производствнном заказе шла речь, немного расскажем о самом ресторане на Останкинской телебашне, получившем громкое название «Седьмое небо». До пожара в 2000 году он находился на высоте 328—334 м и занимал три этажа. Скорость вращения кольцевых полов в ресторане составляла 1-3 оборота в час.
За 30 лет существования башни смотровую площадку и высотный ресторан «Седьмое небо» посетили свыше 10 миллионов гостей. На трех ярусах располагалось три зала — «Бронзовый», «Серебряный» и «Золотой». Общая площадь залов — 600 кв. м. Это был один из самых дорогих ресторанов Москвы.
Ходят слухи, что в 2017 году ресторан после реконструкции снова начнет свою работу.
Анатолий Жаров