Не один год в нашей жизни присутствует комендантский час. Безусловно, в повседневность жителей Донецкой Народной Республики он вносит определенный дискомфорт. Но надо понимать, что в этом необходимом ограничении ‒ неумолимая реальность войны, стремление властей обезопасить народ от лишних проблем.
Указом Главы Донецкой Народной Республики № 16 от 27.01.2016 был возобновлен комендантский час. Напомню, чем было вызвано это решение. Именно в январе 2016 года вновь обострились боевые действия, активизировалась деятельность вражеских диверсионно-разведывательных групп и, куда же без этого, участились случаи нарушения украинской стороной соглашений по прекращению огня.
Послушание заведений
Чтобы проверить, как гражданами ДНР соблюдается комендантский час, мы отправились в рейд «Ночной город». Свой рассказ о том, как прошло наше ночное путешествие по Донецку, начну с буквы закона. Итак, что запрещено делать в нашем государстве в период с 23:00 до 05:00: уличное передвижение граждан, движение общественного, частного транспорта, такси при отсутствии специального пропуска, выданного уполномоченными на то государственными органами. Кроме того, возбраняется движение транспорта без служебной необходимости, за исключением транспорта Министерства внутренних дел, Министерства государственной безопасности, а также транспорта аварийных служб.
Теперь от сухого формализма перейдем к тому, что испытано, так сказать, на себе. Нет-нет, не подумайте, в полночь корреспондент газеты «Донецкое время» не слонялась по городским улицам без дела. В ночь с 24 на 25 февраля мы совместно с сотрудниками Ворошиловского районного отдела полиции города Донецка отправились в рейд «Ночной город».
Итак, начнем. Несмотря на то что действие комендантского часа начинается с 23:00, патруль приступает к работе на час раньше, в 22:00. В это время начинается проверка развлекательных заведений на присутствие в них засидевшихся посетителей. Хочу добавить, что эта часть рейда всех приятно удивила – клубы и рестораны были уже закрыты. Посетители вовремя покинули даже те места, где обычно немного задерживаются. Может быть, сказались обстрелы окраин города, а возможно – система наложения штрафов на злостных нарушителей. Так как никого увидеть не удалось, причин такой дисциплинированности мы не узнали.
Теперь несколько подробней об участниках рейдов. Сами понимаете, к огорчению укропствующих элементов имен-фамилий блюстителей порядка называть не станем. Ограничусь представлением подразделений и количественной характеристикой. Рейды «Ночной город» проводят как сотрудники районных отделов полиции, так и представители отряда особого риска «Легион». Также в отработке принимают участие сотрудники патрульно-постовой службы: два пеших наряда и автопатруль, сотрудники ОМОН «Беркут», ГАИ и Государственной службы вневедомственной охраны Министерства внутренних дел. Как видите, при таком формировании силовых структур и ведомств остаться незамеченным нарушителю очень и очень сложно. Во всяком случае, вероятность этого сведена к минимуму.
Не козыряйте блатом
Завершив посещение злачных заведений, мы приступили к поиску граждан, снующих по городу без дела. И вот тут в адрес капитана полиции, которому пришел черед патрулировать городские улицы, посыпались мои вопросы. Думается, что большинство из них интересует не только меня.
– Куда же отправляются нарушители после задержания и что их ожидает дальше?
– После проверки документов всех отвозят в РОВД, – по-военному четко ответил полицейский. – Там человека пробивают по базе для установления личности и проверки, задерживался ли он ранее за подобное нарушение. Затем проверяют, состоит ли он в розыске. После этого задержанного переводят в специальную комнату, где он объясняет причину своего нарушения, проводятся дактилоскопия, фотографирование и запись номеров из телефонной книги с дальнейшим внесением в специальную базу. Далее он остается в комнате приема граждан, задержанных за нарушение комендантского часа.
Стоит дополнить товарища капитана. Такие меры принимаются только для тех, кто адекватно ведет себя и является, как бы так сказать, новичком в данном виде проступка. Очень часто задержанные ведут себя, мягко говоря, недостойно. Они начинают упоминать состоятельных отцов, дядь, теть, каких-то влиятельных знакомых. Если во времена Украины эти связи еще могли помочь выкрутиться из положения, то сегодня они только усугубляют ситуацию. В большинстве случаев подобные любители блата отправляются в РОВД или изолятор временного содержания (ИВС) совсем не до конца комендантского часа. По совместному приказу РОВД и прокуратуры их могут задержать на срок до пятнадцати суток.
Так как рейд проводился в постпраздничный день, стоит сказать о сложностях, связанных с задержаниями во время длительных выходных. Можно проследить этакую тенденцию: люди, задержанные в пятницу, снова попадаются в поле зрения полицейских в субботу. Своего рода рецидив получается. Понятное дело, что им обеспечена далеко не единственная ночь в стенах отделения. Сотрудники полиции отмечают, что было бы неплохо, если бы задержанных на 15 суток отправляли на уборку и благоустройство города. Жаль, что эту полезную меру наказания родом из Советского Союза пока не ввели в наше законодательство.
– Какие объяснения или «отмазки» можно внести в рейтинг самых популярных?
– Причины нарушения в основном у всех одинаковы. «Забыл настроить часы», «задержался в гостях» и, пожалуй, самое частое – «провожал девушку». Последнее оправдание, спору нет, порыв благородный, но не в этом случае.
– Часто ли приходится применять оружие?
– К счастью, нет, – искренне ответил товарищ капитан. – Необходимость применения возникает только на боевых выездах.
– Встречаются на улицах несовершеннолетние нарушители?
– Если во время комендантского часа задерживают несовершеннолетнего, за ним необходимо приехать родителям. Если это невозможно, ребенка отправляют в приют. Самое интересное, что большинство задержанных несовершеннолетних из благополучных семей. А в общем, не все так страшно. Из приюта их потом забирают.
Крепкие объятия полиции
– Сколько человек задерживается в ходе рейда? – интересуюсь у своего собеседника.
– Это число варьируется в небольших пределах. В среднем за время рейда по каждому району города задерживается десять человек. То есть, если округлить, выходит, что за ночь в Донецке выявляют сотню нарушителей.
– Наверняка бывают случаи, когда в ходе рейда раскрываются другие преступления?
– Да, причем достаточно часто. У нас имеются все ориентировки на тех, кто находится в розыске. Преступники, теряя бдительность или еще по какой-то причине, выходят ночью на улицы, где попадают в наши крепкие руки.
– А что вы можете сказать о водителях такси, которые имеют специальные пропуска? Если вы останавливаете их, как быть с их пассажирами?
– Специальный пропуск водителям выдают в военной комендатуре. Но, если в автомобиле находятся гражданские люди, работники полиции имеют полное право их задержать. Дело в том, что подобные пропуска выдавались таксистам для того, чтобы во время боевой тревоги сотрудники различных ведомств могли оперативно добраться до пункта назначения. Расчета на гражданскую категорию лиц не было.
Необходимая мера безопасности
Проехав по Ворошиловскому району в первый раз, мы не встретили ни души, но во второй проезд нам попался одиноко снующий мужчина. И это в то время, когда казалось, будто город вымер. Только время от времени по дорогам Донецка проносились автомобили скорой помощи. Еще года три назад такая пустота в городе-миллионнике пугала бы до дрожи в коленях. Но сегодня нужно понимать: отсутствие людей на улицах в ночное время – необходимая мера для их же безопасности.
Признаюсь откровенно, я немного расстроилась: о чем, собственно, писать – ни задержаний, ни погонь… Оказалось, что это наш патруль не встретил на пути своего следования нарушителей правопорядка. Другие же полицейские доставляли в участок все новых и новых любителей прогулок по ночному городу.
Чтобы как можно глубже вникнуть в тему, я решила пройти процедуру задержания от начала и до конца, кроме, разумеется, оформления протокола. Присутствовала, когда полуночникам «катали пальчики», когда их фотографировали, документировали. И так до самого утра. В итоге за время моего пребывания в РОВД задержали девять человек. Причины нарушений совсем неоригинальны, кроме, наверное, парочки случаев.
Рандеву в полиции
Одного молодого человека привезли в райотдел весьма грязным. На вопрос, как же он смог так испачкаться, тот ответил, что играл в снежки. В этот день снег, и то слежавшийся, вряд ли пригодный для игры в снежки, можно было найти только на обочинах городских улиц. Эту историю, наверное, запомню на всю жизнь. Уж очень она меня повеселила. И даже не внешним, испачканным видом задержанного, а его искренним объяснением случившегося.
Единственная в ту ночь нарушительница, если верить ее словам, просто вышла из дома, чтобы отправиться на поиски своего супруга. Судьба распорядилась так, что встреча их произошла в стенах отделения полиции. Выяснилось, что ее супруг был задержан парой часов ранее за то, что в состоянии алкогольного опьянения пытался кому-то откусить палец. Их рандеву мне увидеть не довелось, но думаю, что оно было ярким. Во всяком случае, запоминающимся для обоих.
Кстати, пробыв всю ночь в комнате с задержанными нарушителями, в их общении друг с другом отметила некоторую закономерность. Я бы выделила четыре его стадии. Вначале все просто знакомятся, рассказывают, как оказались в этом месте. Познакомившись, люди начинают шутить, обсуждать политику, выяснять, есть ли у них общие знакомые. В третьей наступает тишина – все засыпают, изредка можно только услышать чье-то сопение или легкий храп. К концу пребывания в РОВД со всех сторон вновь звучат шутки и подначки, настроение снова поднимается.
Все равно, как бы легко и весело это ни выглядело со стороны, нарушать правопорядок, наверное, мало кому хочется. Стоит ли лишний раз где-то задерживаться, чтобы потом тратить свое бесценное время, сидя в четырех стенах с малознакомыми и нередко неблагонадежными людьми? Думаю, это вопрос риторический.
Не могу не поделиться с нашими уважаемыми читателями еще одним впечатлением. Мне почти удалось поприсутствовать на задержании предполагаемых преступников. Почему «почти»? Да потому, что подозреваемых попросту не оказалось дома. Положа руку на сердце была этому в какой-то степени рада. Не готово мое мироощущение к таким серьезным делам. Тогда внутри боролись два чувства – любопытство и легкая паника. Первое пусть и не намного, но все-таки было удовлетворено. Увидела, как это делается не в кино, а в реальной жизни. Пусть и без завершающего эпизода – задержания подозреваемого.
А еще подготовка этого материала заставила меня в который раз задуматься о наших полицейских. Сколько выдержки, сколько терпения, ответственности и оптимизма в защитниках правопорядка! Кто-то скептически скажет, что такая у них работа, мол, сами выбирали. Но такой выбор дорогого стоит. Меня поразило, что в этих людях в форме нет ничего показушного, наносного. Службу свою они несут спокойно, со стороны может показаться, что буднично. Они, как никто другой, твердо знают, что смертельная опасность ходит где-то рядом.
Возможно, завершающие размышления покажутся сумбурными, но просто так хочется, чтобы каждый из нас проникся, как и я, уважением к людям этой благородной профессии.
Газета «Донецкое время», 8 марта 2017, № 9 (74)
Екатерина СЕРЕДА. Фото пресс-службы МВД ДНР