В центре Калининского района Донецка, между проспектом Ильича и улицей Овнатаняна, есть уютная улица, названная в честь Владислава Антипова. Сегодня уже не очень многие помнят, кто это. А в советские времена этого легендарного горняка, Героя Социалистического Труда знали не только в Донбассе, но и в разных уголках СССР.
Многие известные руководители угольной промышленности Украины и России считают его своим учителем. Имя Антипова также носит донецкий институт «Автоматгормаш», который он возглавлял последние 19 лет своей жизни. 1 декабря Владиславу Андреевичу исполнилось бы 90 лет. Но прожил он лишь 68, из них более полувека посвятил развитию угольной промышленности Донбасса.
Из особой когорты
Уголь был и остается основой основ Донбасса. Поэтому неудивительно, что трудовая история паренька из небольшого городка Луганщины началась именно с шахты.
«Мне еще не было и 16 лет, когда я поступил на работу в шахтоуправление в Красном Луче, которое тогда называлось «Нольное». Там в июне 1944 года и началась моя шахтерская биография, – вспоминал Владислав Антипов. – Шла
война, а уголь был настолько нужен, что в одночасье, когда откачивали нижние горизонты, на верхних мы уже добывали уголь».
Владислав Андреевич любил говорить, что шахтеры – это особая когорта людей. Понять их может только тот, кто на себе прочувствовал, что такое после тяжелой смены под землей подняться с зарей на-гора.
Крепкий горняцкий характер, о котором еще долго будут слагать легенды, закалялся не только в шахтах, но и на спортивных площадках. В послевоенные годы любой пустырь становился стадионом, любая старая корзина из-под белья прикреплялась к баскетбольному щиту, любая подворотня превращалась в ринг. С детства Владислав Антипов был влюблен в бокс и добился в этом виде спорта весомых успехов. Но спортивную карьеру перворазряднику пришлось закончить, когда нужно было делать выбор: или шахта, или бокс.
«Спорт помогал в выполнении задач. На первых порах работы на участке были такие периоды, когда ничего не получалось, хотелось все бросить и уйти. Но спорт во мне воспитал напористость. Я говорил себе: «Нет, все равно доведу начатое, все равно сделаю». А в будущем я ставил своим работягам, казалось, невыполнимые задачи, и они их с честью выполняли», – в разговоре с журналистами делился воспоминаниями Владислав Андреевич.
Антипов не только ставил задачи. В минуты опасности он вместе с работягами участвовал в ликвидации аварий. Во время одной из них случился обвал породы. В числе оставшихся за завалом был и Антипов. Когда начали разбирать породу, наткнулись на часы Владислава Андреевича. Как вспоминал потом Иван Стрельченко, они уже, можно сказать, похоронили батьку, как горняки на шахте звали Антипова. Завал разбирали долго и всё это время скрывали от супруги Владислава Андреевича, что он мог погибнуть. А потом случилось чудо. Горняки смогли пробить про- ход в завале, а там – живехонький Антипов. Как сказал Владислав Андреевич, если бы не спортивная подготовка в юности, не выжил бы в породном плену.
Лаборатория «Трудовская»
В конце 1950-х – начале 1960-х годов на шахте № 5-бис «Трудовская» дела обстояли сложно. Вроде бы и результаты были, и план выполнялся, но делалось это с огромным напряжением, через не могу. Так долго продолжаться не могло. Это понимало и руководство треста: нужна была новая кровь новый директор. Так осенью 1963 года 34-летний горный инженер Владислав Антипов, до этого возглавлявший трест «Шахтерскантрацит», стал директором шахты «Трудовская». Новый руководитель начал с модернизации производства, внедрения новой техники, укрепления трудовой дисциплины. Во многом благодаря Владиславу Андреевичу шахту стали называть опытной научно-исследовательской лабораторией по внедрению новой техники. Пожалуй, самым удачным испытанием здесь стал узкозахватный комбайн К-52.
«У нас подобралась группа ребят, которые освоили этот опытный образец. Начали гонять комбайн, он по лаве просто бегал. Три с половиной метра в минуту – такой машины еще никто не видел!» – вспоминал Владислав Антипов.
Удачные испытания и освоение новой техники стали залогом будущих легендарных успехов коллектива шахты «Трудовская».
Семейный рекорд
В августе 1965 года на шахте «Трудовская» бригадой Ивана Стрельченко был установлен всеукраинский рекорд – из одного забоя добыта 55 191 тонна угля. Когда готовился этот рекорд, весь коллектив работал буквально на износ. При этом очень важно было подобрать оптимальный состав команды и сделать так, чтобы у людей ни под землей, ни на поверхности не возникало конфликтов. Владислав Антипов обладал особым чутьем, он умел найти нужных людей, сплотить их ради достижения нужного результата.
Перед тем как бригада Стрельченко пошла на рекорд, жены и матери всех шахтеров получили личное приглашение от директора для встречи. Собравшись в обшей нарядной, женщины не могли понять, зачем это их всех позвал Антипов. А Владислав Андреевич, рассказав, насколько трудным будет предстоящий месяц для их мужчин, попросил:
«Постарайтесь создать дома доброжелательную обстановку. Если ваш сын, муж, придя с работы, сделает что-то не так, где-то резко ответит, пожалуйста, не обращайте на это внимания. Все, что вы хотели сказать в ответ, отложите на потом. Скажите это после того, как мы отработаем этот месяц. И перенесите туда же семейные торжества. Дело, которое мы затеяли, потребует огромных физических сил».
После такого общения с директором шахты получилось, что уже не только горняки бригады пережива- ли за успех, но и все их домашние. В итоге бригада Стрельченко рекорд поставила, шахта досрочно, на один год раньше, выполнила семилетний план добычи угля. 130 горняков отмечены правительственными и ведомственными наградами, Стрельченко удостоен звания Героя Социалистического Труда, шахте присвоено звание предприятия коммунистического труда.
Опыт бригады Стрельченко был распространен на другие участки шахты. Часть рабочих «Трудовской» принимала активное участие по внедрению узкозахватной техники и на других шахтах Донбасса.
Триоды и диоды
Рабочая неделя директора шахты Владислава Антипова чаще всего состояла из семи дней – с шести утра до позднего вечера. В то же время он был невероятно хозяйственным человеком. Лично инспектировал, насколько облагорожен поселок. Примерно раз в неделю проходил по улицам поселка шахты «Трудовская», чтобы своими глазами увидеть, каков быт горняков. Территория шахты «Трудовская» в буквальном смысле блестела.
С подачи Владислава Антипова в поселке был открыт современный спортивный клуб. Для работы в нем руководитель предприятия пригласил известного тренера по боксу Николая Верзилова. Одним из самых титулованных его воспитанников стал Владислав Засыпко – двукратный чемпион Европы, бронзовый призер чемпионата мира, двукратный чемпион Союза, заслуженный мастер спорта СССР.
В 1974 году Владислава Антипова назначили начальником технического управления Министерства угольной промышленности УССР. В том же году он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
На новой должности Владислав Андреевич не отказался от своих принципов, он стал проводить политику модернизации производства, как раньше это делал на шахте «Трудовская». Именно под его руководством количество лав с нагрузкой 1 000 тонн с нескольких единиц достигло сотни. В 1976 году горняки Донбасса добыли 218 миллионов тонн угля. Этот рекорд не побит и по сей день.
В 1978 году Владислав Антипов стал генеральным директором научно-производственного объединения «Автоматгормаш».
На одном из первых собраний после этого назначения пожилой, опытный сотрудник поднялся и спросил: «Владислав Андреевич, как вы отважились пойти к нам в директоры? Все-таки вы технолог по образованию, производственник, добытчик. А у нас здесь диоды, триоды – тонкие, специфические вещи…»
На этот вопрос Антипов ответил в своей манере, по-простому, по-шахтерски:
«Знаешь, дорогой, если надо, я в диодах и триодах как-нибудь разберусь. В крайнем случае ты меня научишь. Но моя
задача совсем другая: обеспечить тебя работой, чтобы ты ее выполнял качественно, и сбыть твою продукцию. Пройдет год, мы отчитаемся. Если я не выполню свои задачи, а у тебя не будет зарплаты, значит, я плохой директор. Но если ты будешь плохо разбираться в диодах и триодах, я тебя первым выгоню».
Прошел год, пришло время отчитаться. И это был отчет победителей! При этом стоит отметить, что Владислав Андреевич практически никого не поменял из старых кадров, а полностью опирался на тех специалистов, которые были. Он не рубил сплеча, а старался узнать каждого сотрудника, чтобы максимально раскрыть его сильные качества.
В 1980-е годы под руководством Антипова «Автоматгормаш» прочно занял лидирующее положение среди научно-исследовательских институтов СССР. Учреждение проводило исследовательскую работу и внедряло свои разработки на шахтах всего Союза. При «Автоматгормаше» не было аспирантуры, но была создана мощная материально-техническая база со своим экспериментальным производством. В области автоматизации угольной отрасли донецкие специалисты были нарасхват.
Дело чести
Конец 1980-х. Горбачевская перестройка. Эпоха талонов на ликеро-водочную продукцию и моющие средства, пустых магазинных полок и предварительной записи на товары повседневного спроса. Экономика страны шла по наклонной. Наиболее дальновидные промышленники это предчувствовали.
Чтобы выжить в таких условиях, необходимо было объединяться. Именно Владиславу Антипову принадлежала идея создания Ассоциации руководителей предприятий Донбасса. В Донецк стали приезжать руководители промышленных гигантов всех регионов Советского Союза. Благодаря президенту ассоциации с ними всегда получался конструктивный диалог, который приводил к важным для экономики Донбасса соглашениям.
Однако с обретением Украиной независимости такие встречи и семинары стали проходить гораздо реже. Киевская власть приложила все усилия, чтобы принизить роль Ассоциации руководителей предприятий Донбасса. Владислав Андреевич тяжело переживал такое отношение, хотя не только в родном крае к нему всегда прислушивались и часто обращались за советом. Не случайно многие известные руководители угольной промышленности Украины и России считают Антипова своим учителем.
«Шахтерский труд – тяжелый и опасный. Но раньше он все-таки неплохо оплачивался. Вспомните, когда стали продавать автомобили, в очереди за ними всегда стояли шахтеры, представители других специальностей тяжелой индустрии. А сегодня машины стоят, а купить их шахтеры не могут – не за что. Шахтерский труд перестал быть делом чести, доблести и геройства», – прямо говорил он в 1990-е годы.
Владислав Антипов всю свою жизнь беззаветно служил угольной промышленности Донбасса, ему было больно смотреть, как все, что он создавал, пытаются разрушить.
«Разве так можно? Сегодня вся Украина добывает угля меньше, чем одна Донецкая область раньше добывала. Без должного внимания эта отрасль может пропасть, и потом ее никогда не восстановишь. Будут уже совсем другие времена, другие периоды, а думать нужно сейчас…»
Владислав Антипов ушел из жизни с болью в сердце о родном Донбассе – крае мужественных людей, умеющих преодолевать трудности. Такова была горняцкая доля этого легендарного человека.
По материалам газет «Донецкое время» и «Донецк вечерний»