Республиканский адвокат Анастасия Буторкина рассказала о юридических и практических нюансах приобретения подержанного автомобиля
На что в первую очередь необходимо обратить внимание при приобретении автомобиля?
– Первым делом покупатель должен попросить, чтобы собственник предоставил оригинал свидетельства о регистрации транспортного средства, а также документ, удостоверяющий личность владельца автомобиля.
Далее необходимо сверить данные собственника, которые указаны в свидетельстве о регистрации транспортного средства, с данными, указанными в паспорте. Кроме того, необходимо внимательно сверить имеющийся VIN-номер с цифрами на кузове. В сличаемых документах не должно быть ошибок, описок, каких-либо расхождений.
Если есть номер рамы, что обычно требуется для внедорожника, то сверять нужно и его. Читаться номер должен идеально, ржавчина и потертости на цифрах – риск того, что в дальнейшем могут возникнуть проблемы при переоформлении в МРЭО такого автомобиля на нового владельца. В этом случае будет проводиться экспертиза, и, если про- читать номер нереально, возможны крайне негативные последствия для покупателя.
Какие вопросы задать продавцу?
– Необходимо поинтересоваться, бывал ли автомобиль в авариях и если да, то каких именно. Расспросить, перекрашивали авто или нет, имеются ли какие-либо неисправности на момент продажи, было ли вмешательство в топливную систему, электронику, подвеску, тормоза, рулевое управление и так далее.
Кстати, многие продавцы обслуживают (или ранее обслуживали) свои автомобили на сертифицированных СТО. В этом случае необходимо ознакомиться с записями в сервисной книжке, внимательно изучить, когда и какие запчасти подлежали замене в продаваемом транспортном средстве.
Если продавец пытается уйти от ответов на четко поставленные вопросы и отказывается от проведения диагностики, лучше не тратить время на этот автомобиль. Если человек все говорит по делу и не скрывает нюансов (которые, кстати, есть в любом авто), тогда можно продолжить осмотр.
Что необходимо делать дальше?
– Далее нужно визуально осмотреть автомобиль. Самостоятельно откройте капот, внимательно осмотрите замки и петли – нет ли на них ржавчины и кривизны. Не лишним будет проверить работоспособность печки, кондиционера, регулировки зеркал.
Если у автомобиля мотор пыльный – это считается хорошим признаком, так как в данном случае будут видны возможные масляные потеки. Но если мотор вымыт начисто и сверкает – это повод для сомнений. Вполне вероятно, что таким образом продавец пытается скрыть следы неисправностей двигателя.
Откройте все двери, багажник, лючок бензобака. Бамперы осматривайте снизу, внимательно изучите пороги, загляните под днище. Если есть возможность, не поленитесь загнать автомобиль на яму или подъемник для лучшего осмотра.
Стоит отметить, что практически у всех машин на капоте обычно имеются мелкие сколы, а на дверях по кромке – потертости. Если видите
свежую краску – напрашивается вывод о недавно проведенном ремонте.
Особое внимание следует уделить колесам. Кроме сравнения маркировки шин, изучите, есть ли порезы и какова равномерность износа протектора. На дисках не должно быть трещин и сколов, все болты должны быть на месте. Уточните у продавца, имеется ли комплект летней и зимней резины.
Далее необходимо самостоятельно сесть в автомобиль и его завести. Стоит очень внимательно слушать работу стартера, легко ли «схватился». При работе не должно быть посторонних звуков, таких как свист или скрежет. Нужно самостоятельно тронуться с места и затормозить.
При движении не должно быть стуков и заносов, торможение должно быть уверенным.
Кроме того, о состоянии автомобиля много может рассказать ткань его салона. Протертая боковина водительского кресла и промятая подушка свидетельствуют о том, что машина явно имеет большой пробег. Следы замены руля, щели в рулевой колонке также
свидетельствуют о серьезном ремонте.
Можно ли самостоятельно распознать автомобиль, который использовался в качестве такси?
– Авто с малым пробегом, но потертым салоном сразу должно насторожить покупателя. Не исключено, что этот автомобиль использовался как такси, а километраж на спидометре «скручен». Стоит знать, что такие машины проезжают 100 тысяч километров и более уже в первый год их эксплуатации.
Среднестатистический автомобиль, не задействованный в такси, в настоящее время проезжает немного более 10 тысяч километров за год. За три года пробег должен составить 30 – 50 тысяч километров, в зависимости от интенсивности его эксплуатации. Если у автомобиля
обшивка сильно протерта, а пробег меньше 100 тысяч километров, не стоит его покупать.
Нужно ли проводить полную диагностику автомобиля?
– Поскольку не все нюансы можно увидеть своими глазами, лучше провести компьютерную диагностику. Например, если после аварии нет
подушек безопасности, это можно увидеть только с помощью соответствующего компьютера.
Кроме того, грамотный механик без проблем при диагностике сможет установить реальный пробег. Специалист вам в подробностях расскажет обо всех мелких проблемах работы двигателя и коробки передач, даже если продавец пытается их скрыть.
По материалам газеты «Донецкое время»