В Доме кино им. Шевченко стартовал показ нашумевшей картины «Балканский рубеж» с российскими и сербскими звездами в ролях – о бомбардировках в Югославии.
Заказуха? Не думаю
Авторитетные российские критики уже успели забросать «Балканский рубеж» весьма обидными эпитетами: кто-то назвал его бестолковым, кто-то – затянутым, кто-то вообще зачислил его в претенденты на звание худшего фильма 2019 года. Во всем этом, должно быть, есть зерно истины, но другое зерно в том, что для российского кинематографа «Балканский рубеж» – это совершенно новый уровень качества исполнения, который теперь еще пусть попробуют переплюнуть.
Сама тема Югославской войны не слишком популярна в искусстве, потому что за этот конфликт многим должно быть как минимум очень стыдно: и НАТО, чьи страны-участницы под видом миротворчества бомбили Сербию, и той части коренных албанцев в Косово, что учинили совершенно бесчеловечные убийства в отношении православных (и не только).
Одной стране точно не должно быть стыдно – России. И это говорится безо всякого псевдопатриотического пафоса: просто взяли, посадили миротворцев на бэтээры, дали задачу захватить стратегически важный аэропорт – и захватили, переломив ход войны на Балканах.
Правда, перед этим там якобы поработала команда наемников – о чем и рассказывает фильм. Важнее то, что самые частые упреки в сторону фильма – мол, это «государственная заказуха» – несостоятельны в силу именно данного факта. В недавно вышедшем «Тоболе» госзаказ просматривался с первых же минут, когда выпирали все эти кресты через кадр, откровенная ксенофобия в отношении других народов и призывы: «Погнали в царскую армию, там круто!».
Патриотизм в братстве
«Балканский рубеж» в некотором роде антипод госзаказу: в якобы православный отряд миротворцев занесло двух набожных мусульман, трусливый русский генерал останавливает колонну бэтээров, боясь санкций НАТО, а главное, настоящий подвиг совершает отряд ронинов-наемников, а не российская армия (последняя как раз приезжает уже на все готовенькое, еще горящее, кровоточащее и дымящееся).
Самый большой упрек, который можно предъявить фильму, – то, что создатели не слишком озаботились объяснениями, кто, почему и за что воюет, а главное, при чем тут Россия.
Критики ворчат, что мусульмане-албанцы тут показаны откровенной сволочью, которая, похоже, воюет, просто чтобы эффектно убивать. Из-за этого якобы можно обвинить фильм в разжигании ненависти на религиозной почве. Это будет, конечно, несусветной глупостью: повторяю, в команде бравых наемников есть два мусульманина, воюющих за доброе и светлое. Причем один из них – албанец, осознающий, что действия «Армии освобождения Косово», в составе которой воюют террористы, не просто бесчеловечны, а еще и ориентированы исключительно на войну без конца.
Плохо, что о некоторых вещах не особо заинтересованный зритель не станет задумываться – вот на таких и ориентируются, должно быть, те, кто обвиняет «Балканский рубеж» в нетерпимости.
По стопам США
А если все-таки ориентироваться на здравомыслящую аудиторию, то в «Балканском рубеже» есть все, что нужно для зрелищного и крутого «мужицкого» боевика, которым он и является. По сути своей «Балканский рубеж» – это очередная реинкарнация «Семи самураев» Акиры Куросавы, где отряд молодцов-изгоев приходит, чтобы защитить клочок земли, на который беспрестанно прут превосходящие по численности отряды противника.
Соответственно, каждый персонаж должен обладать индивидуальностью и характером и должен быть связан с другими проработанной картой отношений. В этом плане у сценаристов все отлично. В команде наемников-миротворцев есть и харизматичный лидер (в кои-то веки хорошая роль Гоши Куценко), и свой могучий «Капитан Америка» (отмывшийся от грязи «Защитников» Антон Пампушный), и даже девушка-снайпер (как всегда прекрасная Равшана Куркова). Они не похожи на ходячие арсеналы: у каждого из них свои внутренние демоны, которые обнажаются по ходу действия, отношения персонажей меняются, но – что важно – они остаются командой, внутри которой есть иерархия и уважение.
Структура по-американски прекрасна. Сценарий залихватски крут: побочный ненавязчивый саспенс (один из героев все никак не может выкурить единственную сигарету), подвешенные в воздухе «ружья», стреляющие в нужный момент, даже любовная линия – и та подана аккуратно.
Как и положено в жанровом фильме, есть вполне конкретное добро и вполне конкретное зло: впечатляющий антагонист, которого хочется придушить не за то, что он хочет захватить абстрактный мир, а за то, что он натуральный Сатана в человеческом обличье. Несколько сюжетных линий логично взаимосвязаны, есть даже юмор, и он отлично разряжает мрачную атмосферу.
Но что уж точно трудно будет теперь переплюнуть – это постановку боевых сцен. В плане динамики последняя треть напоминает последнего «Безумного Макса» – стрельба практически не прекращается. Хороший саунд-дизайн буквально погружает зрителя в бой по самую макушку: где-то над ухом стрекочет крупнокалиберный пулемет, минометы разносят в клочья землю, а снайперская винтовка кашляет, методично выкашивая албанских боевиков.
Рейтинг «16+» не совсем правдив, слишком много кровавых сцен. В конечном счете ругать «Балканский рубеж», разумеется, можно и даже нужно: он как закаленный в боях автомат Калашникова: иногда дает осечки, местами у него прицел сбоит, и огонь приходится вести почти вслепую. Но он всегда бьет в цель, потому что скроен по схеме, которая неизбежно работает.
Евгения Шульц, газета «Донецкое время»