Имя композитора Владимира Григорьевича Захарова (1900—1956) неизменно ассоциируется с хором имени Пятницкого. Это был композитор, писавший русские народные песни, которые мгновенно подхватывала вся страна. А какие еще песни он мог писать, впитав в себя народное многоголосие макеевских степей?
В Донбассе, куда артелями приезжали крестьяне из многих губерний, музыкально одаренный мальчик получил то, что не смог бы получить ни в каком другом районе страны – песни всей России.
Песенной была слобода Макеевка, песенными были шахтерские поселки округи. Музыкальная атмосфера окружала мальчика и в семье: отец в недолгие часы отдыха брал в руки гармонь, мать по вечерам вязала и тихим голосом напевала свои любимые деревенские песни. Влюбленный в гармонь Григорий Николаевич присматривался, трогает ли музыка сына. Музыка увлекала мальчика.
В семье, где пятеро детей, каждая копейка на учете. И все же родители, отказывая себе во многом, старались прибрести для Володи то скрипку, то мандолину.
Как-то штейгер (нынче это звучало бы как горный мастер) Захаров обратил внимание на рекламное объявление в «Таганрогском вестнике». Музыкальный и часовой магазин Фогеля принимал заявки на пианино новой марки.
— Не купить ли Володе? – обратился Григорий Николаевич к жене.
Порешили – приобрести в рассрочку. Вскоре на железнодорожную станцию прибыл ценный груз. Для Володи наступили радостные дни. Можно было часами играть на пианино.
Летом 1912-го мальчика зачислили в Таганрогскую классическую гимназию. Летом на каникулы Володя обязательно приезжал в Макеевку, где ждали встречи с товарищами, где ждали живописные места. Живая память детства, вобравшая в себя и звуки дивных песен, и краски донецкой степи, стала для него прелюдией жизни, творчества – звонкой шахтерской прелюдией.
Прошли годы, Владимир Захаров окончил Таганрогскую гимназию. Приморский город дал ему путевку в большую музыкальную жизнь. Его наставником стал В.Г. Молла, чуткий, внимательный человек, руководитель симфонического оркестра.
В 1922 году В. Захаров поступил в Ростовскую консерваторию, через год без отрыва от учебы стал преподавать в музыкальном училище.
С 1931 года началась и продолжалась всю его жизнь деятельность с Государственным академическим орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов Русским народным хором имени Митрофана Ефимовича Пятницкого, где Захаров был много лет музыкальным руководителем и композитором. Именно здесь самым ярким образом раскрылся его талант мастера песенного искусства. «Он писал крупные оркестровые сочинения, фортепианные пьесы, романсы. Но с наибольшей силой дар самобытного художника проявился в песнях, каждая из которых — жемчужина в золотом фонде советской музыкальной культуры. Захаров был непревзойденным знатоком народной многоголосой песни и умело сочетал в ней лучшие традиции хорового искусства с современным пониманием его. В результате появлялись на свет выдающиеся произведения, отмеченные неповторимым захаровским стилем», — вспоминала через много лет Людмила Зыкина, которой он, по ее же признанию, дал путевку на большую сцену.
Какие это были песни! Большинство из них написаны на стихи Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Сергея Михалкова. Многие из них стали по-настоящему народными. Захаров считал песенное искусство «большой ответственной трибуной». Вот почему он относился к нему чрезвычайно строго, не терпел скороспелости. В год он писал две-три песни, лишь иногда больше. Но всегда писал легко, заразительно, как правило, несколько вариантов. Бывали случаи, когда песня «не шла» и исполнение ее оставляло желать лучшего. Тогда она безжалостно возвращалась на письменный стол для доработки, а в иных случаях и в ящик стола — «для архива».
Его песня «Ой, туманы мои» стала своего рода гимном всего советского партизанского движения во время Великой Отечественной войны. А были еще и «И кто его знает», «Песня о России», «Шел со службы пограничник», «Русская красавица», «Дайте в руки мне гармонь», «Зелеными просторами» и многие, многие другие, в том числе и народные песни в «захаровской» обработке, в которой он сохранил самобытность этих фольклорных произведений.
Певческий коллектив совершает поездки по стране, и везде его концерты становятся событием. Композитор вел большую общественную работу, не раз в составе делегаций советской культуры выезжал за границу.
Музыкальная деятельность Владимира Григорьевича Захарова была отмечена высокими правительственными наградами и почетными званиями. Народный артист СССР, лауреат трех Сталинских премий, награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. С 1948 года являлся секретарем и членом правления Союза композиторов СССР.
Скончался Владимир Григорьевич Захаров 13 июля 1956 года, и на памятнике, установленном на его могиле, на Новодевичьем кладбище в Москве, высечены следующие слова, характеризующие кредо жизни композитора и хорового дирижера: «Я любил свой народ, я служил ему».
Наталия Хрусталева, газета «Макеевский рабочий»