«Среднего роста, светловолосый, с голубыми задумчивыми глазами; корректный, мягкий, остроумный, надежный, душевный, ироничный» — таков портрет Александра Александровича Ханжонкова.
Он родился в 1877 году на земле Всевеликого Войска Донского в 20 километрах от сегодняшнего Донецка, рядом с Макеевкой, в родовой усадьбе казачьего офицера, поместного дворянина Алексея Ханжонкова.
Во второй четверти XIX века получила практику раздача земель военным, включая казаков, которые могли иметь в зависимости от воинского звания до 1600 десятин земли. Ханжонковы владели поселками Верхняя и Нижняя Крынка. История Новороссии и дух казачества дали Александру Ханжонкову мощный пассионарный толчок.
По семейной традиции (его предки защищали Азов, участвовали в Бородинской битве — полк Я. Ханжонкова, где служили четверо его сыновей, носил его имя) он готовился стать военным: окончил юнкерское училище, был принят в один из лучших казачьих полков, расквартированных в Москве, и в возрасте 20 лет был произведен в офицеры.
Во время русско-японской войны подъесаул А. Ханжонков повел за собой в наступление сотню, был ранен, награжден медалью. По состоянию здоровья ушел в отставку, получив пять тысяч рублей подъемных от правительства, которое, как потом выяснилось, тогда внесло таким образом свой вклад в развитие отечественного кинематографа.
В начале XX века в России стали возникать кинотеатры: «бродячие» передвижные, плавающие на баржах и стационарные, в любом помещении с крышей. Их называли иллюзионами, биоскопами и биографами.
Случайное посещение биографа Р. Штремера в Ростове переворачивает его жизнь. В своей автобиографической книге «Первые годы российского кинематографа» («Искусство», 1937 г.) Александр Алексеевич Ханжонков пишет: «Я вышел на улицу опьяненный, то, что я видел, поразило меня, пленило, лишило равновесия». Он отдается делу своей жизни («расстаться с ним я был уже не в силах»), вкладывает свои средства вначале в прокат, затем в производство фильмов.
Первые игровые фильмы в России появились через 12 лет после рождения кинематографа. В 1908 году две отечественные киностудии (или, как говорилось в то время, два киноателье) начали снимать игровые фильмы. Это были киноателье А. Дранкова и А. Ханжонкова. Первым удачным фильмом Ханжонкова с русским сюжетом, получившим высокую оценку критики, стала «Песнь о Купце Калашникове». Безукоризненная честность и аккуратность в исполнении принятых обязательств, высокая культура и образованность создали ему репутацию самого честного российского кинобизнесмена, и даже представители иностранных компаний вели с ним дела, доверяя «на слово», чего никогда не делали с другими.
В 1912 г. было создано Акционерное общество «Ханжонков и Ко» по производству и прокату фильмов, где А. Ханжонков стал председателем правления и директором-распорядителем. На самой современной в то время кинофабрике, построенной Ханжонковым на Житной улице в Москве, было снято около 400 художественных картин.
Не забывая вклада других пионеров кино, А. Ханжонкова по праву следует признать родоначальником и создателем масштабной конкурентоспособной киноиндустрии в России. Он лучше других знал технику и художественные приемы киносъемки, сам выбирал тематику и содержание фильмов, охватывал все жанры кинематографа, устанавливал тесные связи с писательским миром, участвовал в создании журнала «Вестник кинематографии». Предприниматель — патриот культурного толка, которых так недостает сейчас, — вот его облик.
Он искал и находил, открывал и привлекал талантливых, неординарных людей, которые становились его сподвижниками. Ханжонков понимает, что нельзя бесконечно эксплуатировать привлекающие зрителей «эффекты движения», подражать западным фильмам. Снимаются исторические фильмы: «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», «Царь Иван Васильевич Грозный».
Вместе с первым в России настоящим сценаристом и режиссером В. Гончаровым (бывшим инженером-железнодорожником), операторами Форестье и Рылло он снимает в 1911 г. первый исторический военно-патриотический полнометражный художественный фильм «Оборона Севастополя» («Воскресший Севастополь»). На этот фильм впервые было выделено 10 тысяч рублей из государственного бюджета и получено царское благословение, предоставлены для съемок регулярные войска. Фильм ставился на подлинных местах событий героической обороны Севастополя в 1854—1855 годах с участием специально выделенного консультанта — полковника М. Ляхова, бывшего командира казачьей бригады в Персии.
Картина была показана в Ливадии царю и двору и получила право официальной демонстрации в России. После триумфа «Обороны Севастополя» Ханжонков был награжден орденом, удостоен бриллиантового перстня с царской руки, была получена высочайшая бумага из канцелярии министра двора, дающая разрешение компании Ханжонкова на съемку в любом месте Москвы и даже в Нескучном саду — вотчине царской семьи.
Историческая тематика продолжается: «Жизнь за царя», «1812 год», « Триста лет дома Романовых».
Спектр интересов и достижений А. Ханжонкова безграничен. Ставятся фильмы на сюжеты русской классики, первые детские фильмы совместно со знаменитым цирковым артистом и дрессировщиком Дуровым, необыкновенно остроумные пародийные короткометражки на злобу дня с четвероногими артистами во всех ролях — «Веселые сценки из жизни животных» и «Рождество обитателей леса».
Режиссером-аниматором Владиславом Старевичем в 1911—1913 г.г. снимается семь мультипликационных фильмов. Разысканный и приглашенный А. Ханжонковым, наделенный многочисленными способностями чиновник из Вильно В. Старевич, которого считали городским сумасшедшим, придумывает кукольную мультипликацию. Зрители были уверены, что он снимал дрессированных насекомых.
Поддержку А. Ханжонкову оказывала Русская православная церковь: в московском подворье Саввино-Сторожевского монастыря ему бесплатно предоставили помещение, где размещался склад и специальный просмотровый зал. Ханжонков, кроме того, был создателем в России сети кинотеатров.
В фильмах А. А. Ханжонкова заняты известные актеры И. Мозжухин, М. Чехов, В. Полонский, В. Коралли. Здесь полтавчанка, статистка Большого театра Вера Холодная, прожившая всего 26 лет, за 4 года снимается в 80 фильмах, становится покорившей Россию звездой немого кино, а Александр Вертинский начинает свою артистическую карьеру. Крупнейший режиссер и теоретик советского кино Л. Кулешов проходил школу у Ханжонкова.
Начался выпуск просветительных фильмов. Вначале начали выпускаться географические, так называемые «видовые» и этнографические фильмы, снаряжаются киноэкспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, Памир, в Среднюю Азию.
В 1911 году при Московской кинофабрике создается Отдел научного фильма.
Начинается Первая мировая война. А. Ханжонков получает заказы от государственных учреждений на съемки, участвует в сборе денежных средств на поддержку войны, для организации лазарета, который содержали кинематографисты, снимает фильм на военную тему по пьесе Л. Андреева «Король, закон и свобода». Награжден «за исключительно полезную деятельность на почве отечественной кинематографии» орденом Станислава 2-й степени.
Революция. Из Крыма, где в 1916 г. А. Ханжонков создает «Ялтинский Голливуд» (Ялтинскую студию), он уезжает в Австрию, затем в Германию. Находясь в 1921 году в Германии, на последние деньги он собрал специалистов и пытался разработать аппарат для будущего звукового кино.
По приглашению заведующего «Госкино» Л. Либермана для работы в акционерном общества «Русфильм» в конце 1923 г. А. Ханжонков возвращается на Родину. Нарком просвещения А. В. Луначарский присылает телеграмму: «Рад, что вы вернулись, чтобы помочь советскому кино». Работает консультантом «Госкино», разрабатывает предложения по цветному кино, затем заведующим производством и директором фабрики «Пролеткино». Однако к кино его по-настоящему так и не подпустили. Когда он в 1926 году попытался снять фильм, его чуть было не посадили «за невыполнение плановых обязательств».
В 1927 г. вместе со второй женой Верой Дмитриевной Ханжонков уезжает в хорошо знакомую Ялту, где бывший киномагнат и миллионер прожил с ней оставшуюся жизнь в нищете, болезнях и несправедливых преследованиях.
А. А. Ханжонков дождался Дня Победы и умер 26 сентября 1945 года.
По материалам газеты «Макеевский рабочий»