Ах, какая мука — воспитывать!
Эти слова фрекен Бок из советского мультфильма известны многим. Никто толком не может сказать, как нужно правильно заниматься воспитанием. А тот, кто считает, что знает готовый рецепт, подходящий абсолютно всем, вызывает подозрения в поверхностном видении проблемы
Соавтор Божьего творения
Итак, я родитель. Каков же мой настоящий статус по отношению к собственным детям? Владелец? Господин? Товарищ? В первую очередь я соавтор нового Божьего творения. Соавтор, который несет огромную ответственность за формирование уникальной личности маленького человека.
На то, какой будет личность ребенка, влияет очень многое. От генетики до нахождения в обществе. Давайте подумаем о ценностях, которые выражают христианский идеал человека. Мы ведь христиане, нам хочется воспитать ребенка так, чтобы он был счастливым обладателем
Главная проблема заключается в том, что я далеко не единственный, кто будет влиять на моего малыша и рассказывать ему, что плохо и что хорошо. Так кто же будут все эти люди? А это не только ровесники, но и множество посторонних дядь и теть, которые, даже не видя мое дитя, приложат определенные усилия, чтобы передать ему свой взгляд на жизнь. В том числе и СМИ. Любят ли они моего ребенка? Можно ли им доверять?..
Авось не переломлюсь
Известный русский философ И. А. Ильин был убежден, что воспитание начинается с пробуждения души к национальному духовному опыту. Стало быть, буду пробуждать. Иначе за меня спящую красавицу – душу моего чада – пробудит кто-то другой. И далеко не факт, что его опыт будет полезным. Интересующий меня духовный опыт, слава Богу, не нужно искать за тридевять земель, ведь он закреплен святыми отцами Церкви, его легко найти в трудах выдающихся русских педагогов и философов. Что? Много читать придется? Ну так напрягусь, авось не преломлюсь. Ребенок-то мой. Я хочу, чтобы он не только достиг Христова Царства в итоге своей жизни, но и проделал весь земной путь счастливым человеком. А разве это возможно, если мое дитя не научится любить свою семью, свой дом, свое Отечество, свое дело?
Уже в раннем детстве человек, как губка, впитывает знания о том, что его окружает, и определяет собственное отношение ко всему этому. Дети крайне чувствительны и эмоциональны, остро реагируют на любую мелочь. Они необыкновенно любознательны и задают миллион вопросов в минуту. Малютки часто доверчивы, правдивы и послушны, они быстро прощают обидчиков, легко мирятся и любят труд. А этот
Насилие культуры
Именно в детстве бурно развиваются внимание, память, восприятие, мышление, речь и воображение. Только отвернулся – и что-то может оказаться безвозвратно упущенным. Порой думаю, что и моргать стоит пореже. Иначе как контролировать воспитательный процесс? О, это страшное слово «контроль»! Часто приходиться слышать такие слова: «Нельзя давить на ребенка. Вот вырастет – пусть сам решит, верить ли ему в Бога».
Ну да. Если следовать этой логике, то и в школу отдавать нельзя насильно. Пусть вырастет и сам решит, идти ему в школу или нет. В 16 лет пусть принимает решение, учиться ли ему читать или писать. Нет уж!
В принципе, культура – это самое что ни на есть насилие. Вот перед нами две яблони. Дичка и окультуренное дерево. Дичке позволили быть такой, какая она есть. А над мичуринкой нагло поиздевались. Оказали всяческое давление, так сказать. Ну и какие на вкус плоды оказались? То-то же.
Учимся читать надписи
Ребенок живет в обществе, в котором посторонние дяди и тети тщательно культивируют такие штуки, как непризнание авторитетов и умение брать от жизни все. «Нужно попробовать все: ты этого достоин!» – говорили они. «Будет весело!» – говорили они.
Наши православные предки боялись появления в детях тщеславия, гордыни, зависти, желания добиваться своей цели любой ценой, даже идя по головам. Хотя и ежу понятно, что такие качества не способствуют мирным отношениям и благоприятному климату ни в семье, ни на работе.
«Опять эти священники зациклились на религиозном воспитании. Сколько можно? Давайте воспитывать в ребенке духовность вообще. Сферическую и, как того требует жанр, в вакууме». Нет, не давайте!
Духовность бывает биполярной. Со знаком плюс и со знаком минус. Плюс – это через тернии к звездам. Минус – это шестиполосным скоростным автобаном в преисподнюю. Не пешком, конечно же. Бесы на руках отнесут и даже плату за проезд не возьмут. Ведь им там скучно в одиночестве.
Духовность – это ответственность. Право выбора только за самим человеком. Этим он и отличается от зверушек. А выбирать дороги приходится каждый день по сотне раз. Хорошо, что Господь на всех перекрестках камни расставил с надписями. Направо пойдешь – родишься в вечность живым и здоровым, налево пойдешь – быть тебе искалеченным или убитым. Язык надписей, правда, нужно выучить. Могу подсказать экспресс-метод: десять заповедей Моисеевых и девять – Нагорной проповеди. Полный курс – Библия с вероучением Православной церкви.
Вот мой ребенок пошел в школу, повинуясь оказанному на него давлению. Он учится рассуждать самостоятельно, но еще не имеет того опыта, что есть у меня. Как помочь ему не захлебнуться потоками информации? Выбросить телевизор из окна? Отключить компьютер от Интернета? Запретить слушать что-либо, кроме классической музыки? Не вариант. Он пойдет к другу в гости и там увидит и услышит все что угодно. Так что же делать?
А что, если я постараюсь быть рядом с ним всякий раз, когда он смотрит фильм, играет в видеоигру, слушает песню? Но не просто буду рядом, а обсужу с чадом увиденное и услышанное. Дам свою взвешенную оценку прежде, чем ее даст кто-то другой. Пусть мое слово будет прививкой. Оно должно будет сформировать детский иммунитет против греха.
Ребенок читает про Гарри Поттера? Обращу его внимание на то, что главная мысль повествования – это личная ответственность за свои поступки, независимо от возраста. Подчеркну, что лейтмотивом всей сказки звучат две новозаветные цитаты. Поговорим с ним и о том, что в этих семи книгах воспеваются дружба, милосердие, взаимовыручка, верность и самопожертвование ради любви.
Духовное воспитание должно проникнуть в самое сердце малютки. Поэтому очень важно, каков я сам – родитель и воспитатель. То есть насколько я христианин. «В меру» – то есть в свободное от грехов время – или же целиком и полностью. Успех воспитания во многом держится на доверии ребенка ко мне. Эта вера может во многом облегчить мои усилия и сделать пример моей жизни благотворным. Однако неосторожным словом или делом легко это самое доверие разрушить. «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3, 21), – говорит апостол Павел. Если я буду бесчувственным и деспотичным эгоистом, общаясь с ребенком, мои слова потеряют силу. И маленький человек усвоит знания о Законе Божьем только внешне, а вся его жизнь будет соответствовать духу века сего.
Подготовил Василий ПОПОВИЧ по материалам Донецкой епархии УПЦ МП и сайта «Православие.ру»
газета «Донецкое время»