Депутаты Государственной Думы продолжают совершенствовать законодательство в области противодействия коррупции в соответствии с Национальным планом, заявил Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев. Его слова цитирует пресс-служба парламента.
«Борьба с коррупцией остается одним из наших важнейших приоритетов, и тем, кто нечист на руку, не стоит надеяться на увеличение шансов уйти от ответственности после денонсации Конвенции», — подчеркнул политический деятель.
Он отметил, что денонсация Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию не означает, что Россия отказывается от уже принятых стандартов борьбы с ней.
По словам Пискарева, к выходу из Конвенции Россию вынуждает своими решениями Комитет министров Совета Европы, лишивший РФ права голоса и возможности участвовать в обсуждении докладов о соблюдении Россией принятых на себя обязательств, которые готовятся в рамках ГРЕКО (Группы государств против коррупции).
«Денонсация Конвенции — это закономерный шаг в интересах защиты суверенитета и противодействия вмешательству во внутренние дела России. В условиях дискриминации и намеренной дискредитации нашей страны участие России в связанных с Конвенцией мероприятиях утратило всякий смысл и уже никак не связано с реальной борьбой с коррупцией, а попытки внешних сил повлиять на внутриполитическую ситуацию в нашей стране под видом борьбы с коррупцией необходимо пресекать», — пояснил Председатель Комитета.
При этом парламентарий сообщил, что депутаты продолжают совершенствовать законодательство в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции. Только в последние годы в России принято свыше полутора десятков законов, которые направлены не только на ужесточение ответственности за коррупционные преступления, но и на их профилактику.
«Сегодня законодательство позволяет изымать в доход Российской Федерации денежные средства и имущество не только у самого коррупционера, но и у его родственников и иных близких лиц в случае, если они также не смогли представить доказательства приобретения имущества на собственные денежные средства. Иными словами, попытки запрятать коррупционные доходы, распихав по родне, уже никак не гарантируют их сохранности и возможности использовать в дальнейшем, — добавил, в частности, он.
По данным Генпрокуратуры, в прошлом году впервые стоимость арестованного имущества и изъятых ценностей превысила размер материального ущерба, причиненного коррупционными преступлениями. Если учесть, что в соответствии с принятым нами законом конфискованные у коррупционеров и полученные от реализации их имущества средства зачисляются в Пенсионный фонд и направляются на выплату пенсий, то это очень хороший результат. Работу над законами, которые перекрывают коррупционерам возможности использовать неправедно нажитое, в том числе цифровые активы, мы продолжим», — заверил Василий Пискарев.
Напомним, в начале января Россия отказалась от европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, которую ратифицировала в 2006 году. Распоряжение об этом в первый рабочий день нового года внес президент РФ Владимир Путин.
Антикоррупционная Конвенция была разработана под эгидой Совета Европы в 1999 году. Всего в группу государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) вошли 50 стран Европы, Прибалтики и Закавказья, а также Россия, Турция и Казахстан.
Согласно документу, работа группы призвана усовершенствовать механизмы и законы по борьбе с коррупцией в отдельных странах, а также сформировать базу для обмена позитивным опытом по выявлению и предотвращению коррупции. Заложенные в уставе Конвенции механизмы обеспечивали эффективный мониторинг странами-членами антикоррупционных норм Совета Европы и при этом не наносили ущерб национальным интересам стран, заявляли ранее в МИД РФ.
В 2018 году группа положительно оценила нормы антикоррупционного законодательства РФ и внесла рекомендации по дальнейшему улучшению работы. Россию в ГРЕКО представляли сотрудники Генеральной прокуратуры РФ, с 2009 года делегацию возглавлял первый заместитель генпрокурора РФ Александр Буксман.
Как пояснили в МИД в декабре 2022 года, решение покинуть ГРЕКО и выйти из Конвенции было принято Россией на фоне дискриминации страны внутри организации. В марте членство России в группе ГРЕКО было прекращено, но право мониторить выполнение Москвой обязательств ГРЕКО за собой оставила. Кроме того, Россию лишили права голоса и права обсуждать доклады стран-участниц. При этом Россия продолжала вносить положения Конвенции в свое законодательство и способствовала совершенствованию самой Конвенции. Поскольку условия работы в группе стали неприемлемыми, МИД предложил правительству денонсировать Конвенцию и выйти из ГРЕКО.
Отметим, что это первый случай, когда страна сама денонсирует документ.