В ДНР стартовал отопительный сезон. Тепловики выполнили запуск котельных и подключили
потребителей согласно графику с 15 октября. Тепло получили и объекты соцсферы, и жилой
фонд. О рисках предстоящей зимы, о тарифах и перспективах развития отрасли – в беседе с Русланом Капленко, и. о. генерального директора ГП «Донбасстеплоэнерго».
– Руслан Александрович, с какими сложностями столкнулись при подготовке к отопительному сезону 2018–2019 гг.?
– Мы выполнили весь блок мероприятий по подготовке к зиме, запланированный основной инвестпрограммой предприятия. Подготовили 1 018 котельных и 143 тепловых пункта. Заменили 110 километров сетей (в однотрубном варианте), что соответствует показателям предыдущих лет. Также заменили 48 котлов и еще 3 016 отремонтировали. Дополнительно к этому за счет собственных средств построили две новые блочно-модульные котельные для школы № 116 в Петровском районе и для амбулатории № 6 в поселке Александровка. Эти работы велись по поручению первого Главы ДНР Александра Захарченко.
Мы могли бы сделать больше, реализовать дополнительную инвестпрограмму. Что помешало? Самая большая сложность – недостаток финансовых средств. В первую очередь это связано с долгами со стороны бюджетных организаций.
Кроме того, мы практически не получили гуманитарных материалов по линии Министерства строительства и ЖКХ. Если в предыдущие годы нам выделяли помощь в среднем на 150–200 миллионов рублей, то в этом мы получили меньше 100 тысяч. Министерство охватывает
очень большой спектр предприятий, и, вероятно, помощь была более необходима нашим коллегам. Но это не значит, что мы оставили где-то аварийные участки. Просто выполнили меньше предупреждающих ремонтов.
– Насколько предприятие готово к ликвидации аварийных ситуаций?
– Мы сделали запас труб всех необходимых диаметров. Часть дислоцируется на предприятиях, часть – на центральном складе. При необходимости отгрузка материалов с центрального склада
осуществляется в любой из городов круглосуточно – есть длинномеры, автокраны. Помимо труб закуплены насосы, подшипники, электрооборудование. Кроме того мы выполнили ремонт резервного оборудования в котельных. И, например, в случае выхода из строя котла, мы запустим резервный. У нас 236 угольных котельных. Чтобы избежать проблем с поставками топлива, мы делаем его запас на полтора-два месяца.
Но не все зависит только от нас. Мы проанализировали причины аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения и выделили четыре основные. Так вот, порывы непосредственно тепловых коммуникаций – на третьем месте. А первое и второе занимают отключения электроэнергии и неполадки во внутридомовых системах соответственно.
– На ваш взгляд, нужно ли пересматривать тарифы на услуги ЖКХ в Республике?
– Действующий тариф не пересматривался с 2010 года, и он не соответствует современным реалиям. Например, стоимость угля в тарифе заложена из расчета 1 000 рублей за тонну, а покупаем мы его по 3 400–3 800. То же самое касается воды, газа. Единственный параметр,
который приблизительно соответствует тарифу, – электроэнергия. Он специально на государственном уровне отрегулирован для нас как для социально значимого предприятия. Но я согласен с политикой руководства Республики. Нельзя сейчас, когда экономика находится в стадии становления, поднимать тарифы. Моментально отыграются рынки, другие экономические
составляющие. Даже если при этом повысить соцвыплаты населению, это вызовет лишь очередной виток инфляции.
Нельзя делать, как сделали в Украине: не имея прогресса в экономике, просто по указке МВФ ради получения очередного транша повысили стоимость услуг. Это приводит к огромным задолженностям. В определенный момент сумма долга превышает стоимость самой квартиры.
– Как обстоят дела с платежами за тепло в ДНР?
– За три года удалось поднять уровень платежей с 67–70 % до 90–93 %. Во-первых, объективно улучшилось качество услуги. Во-вторых, мы постоянно ведем разъяснительную, претензионно-исковую работу. В-третьих, в Республике заработали банковская и почтовая системы.
Я благодарен ответственным потребителям, которые даже в это непростое время исправно оплачивают счета за тепло. Именно благодаря этому мы смогли подготовиться к зиме, не оставили людей без зарплаты, заплатили налоги.
– «Донбасстеплоэнерго» уже три года. Насколько правильным было решение объединить все теплосети под одной крышей?
– Это было не просто правильное, а блестящее решение руководства Республики. Иначе мы потеряли бы отрасль. Объединившись, мы получили возможность перекрестного финансирования структурных подразделений. Это позволило обеспечить одинаково качественным теплом и столицу, и отделенные города. Также мы активизировали внутренний
ресурс предприятий: сегодня практически не привлекаем подрядчиков, ремонто-строительные работы выполняем своими силами.
Мы омолодили коллектив. Ощутимой текучки кадров нет. Заработная плата выплачивается
вовремя. Средний показатель по предприятию – 9 400 рублей. Обсуждается возможность ее повышения. Структурные подразделения обмениваются опытом, помогают друг другу и материалами, и идеями, и в выполнении работ.
Я не знаю, какие преобразования ждут отрасль в будущем, но сейчас я более эффективной модели работы не вижу.
По материалам пресс-службы ГП «Донбасстеплоэнерго»