После завершения «Карибского кризиса» 1962 года, поставившего мир на грань ядерной войны, в отношениях между двумя супердержавами — СССР и США началось некоторое «потепление». Именно тогда донецкий зритель смог у себя увидеть выступление одного из самых «громких» американских артистов балета с его труппой.
Выступление к празднику революции
Впервые дончане узнали, что к ним на гастроли приезжают гости из Соединенных Штатов Америки из рекламного объявления в главной областной газете «Социалистический Донбасс» в номере за 20 октября 1963 года. «В помещени театра оперы и балета. 8, 9 (утром и вечером), 10, 11, 12 ноября – Гастроли балетной труппы США. Билеты продаются только в кассе театра, в первую очередь по коллективным заявкам, и слушателям университета музыкальной культуры. Заявки принимаются в кассе театра до 25 октября», — гласило оно. Как видим, ажиотаж вокруг этого выступления среди любителей искусства в Донецке поднялся нешуточный. И получалось очень символично, что гастроли балетной труппы из США – самого главного вероятного противника Советского Союза в годы «холодной» войны – выпадали как раз сразу после празднования в СССР очередной годовщины Октябрьской революции 1917 года.
В праздничном номере за 7 ноября (тогда газеты выходили шесть раз в неделю) все того же «Социалистического Донбасса» появилось уточняющее объявление, в котором уже сообщалось о названии балетной труппы и укороченном графике ее выступления в Донецке. «8,9 утром и вечером – гастроли балетной труппы «Роберт Джоффри Балет». Начало утренних спектаклей в 12 часов, вечерних в 19 часов», — так было написано в рекламе.
По приглашению Кеннеди
В то время (октябрь – декабрь 1963 года) в СССР под эгидой Министерства культуры Советского Союза Росгосконцерт проводил гастрольный тур одного из самых видных балетмейстеров США Роберта Джоффри и его труппы. Их выступления принимали у себя всего несколько крупных городов СССР – Москва, Ленинград, Киев, Харьков и Донецк. Они показали советским зрителям 9 балетов из 16 своего репертуара.
Настоящее имя знаменитого американского хореографа и педагога Роберта Джоффри (Robert Joffrey) – Абдулла Джаффа Анвер Бей Хан. Он родился в 24 декабря 1930 года в городе Сиэтле, штат Вашингтон, его отец был афганец-иммигрант, мать – итальянка. Ребенок рос болезненным, страдал астмой, и врачи боялись, что она станет хронической. Один из докторов, рекомендовавший дыхательные упражнения, посоветовал в 11 лет учить ребенка танцам, чтобы наладить его дыхание и укрепить здоровье. Так началась его карьера в балете.
В 17 лет Роберт Джоффри показал свои танцы на сцене, выступив с сольным концертом. Обучаясь в Школе американского балета в Нью-Йорке, в первый раз соприкоснулся с великими традициями русского классического балета. В те годы Джоффри брал уроки у бывшей примы-балерины Мариинского театра Александры Федоровой.
Неустанная работа над новыми постановками зарождают в нем мысль о создании своей собственной хореографической студии для воплощения творческих замыслов как балетмейстера. Однако этот процесс длился в течение нескольких лет с 1956 года. В год создания балетной труппы весь ее реквизит состоял из одной передвижной площадки и магнитофона, взятого на прокат. А в репертуаре у артистов было уже четыре балета.
Помогла создать полноценную балетную труппу американская богачка – Ребекка Харкнесс Кин. После этого жизнь у Роберта Джоффри круто изменилась. Его труппа была включена в специальную международную президентскую программу культурных презентаций. Артисты побывали на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии. В октябре 1963 года они выступили в Белом доме по приглашению президента Джона Кеннеди. После этого и начались гастроли труппы по Советскому Союзу.
Рецензия примы
Для гастролей по СССР балета Роберта Джоффри Министерством культуры был издан специальный цветной буклет. Один из его экземпляров и афиша о выступлении американских артистов в Донецке сохранились у известного нашего краеведа Валерия Степкина. Они и послужили отправной точкой для создания материала, который вы сейчас читаете.
Гастроли труппы «Роберт Джоффри Балет» в Донецке прошли с большим успехом и они было удостоены положительной рецензии примы-балерины нашего театра оперы и балета, Заслуженной артистки УССР Елены Петровны Горчаковой (1924-2006).
В своей статье «Первое впечатление», опубликованной в областной газете «Социалистический Донбасс» в номере за 14 ноября 1963 года, она отметила, что искусство сближает народы и служит делу мира. «Приятно было видеть влияние русской балетной школы на искусство наших гостей. И это тоже естественно. Роберт Джоффри, прибывший со своей труппой в Донецк, — ученик известного русского балетмейстера Баланчина, который живет в США и сохраняет традции русской хореографии…
Миниатюры наших гостей «В доме страданий» (хореография Эльвина Айли, музыка Карлоса Суринеха) и «Гамелан» (хореография Роберта Джоффри, музыка Луи Харрисона) передают содержание чисто внешними средствами, порою даже натуралистическими. В тех же случаях, когда гости демонстрируют подлинное искусство, они достигают наибольшего успеха. Это, в частности, относится к сцене «Фестиваль цветов». Она впечатляет тем, что основана на традициях классической хореографии, а исполнители создают по-настоящему поэтические образы.
Второе отделение спектакля занимает «Прошлое мюзик-холла». Это, по сути, дивертисмент, воспроизводящий каскад различных танцев прошлого. Это своеобразные воспоминания о далеких годах, которые наша молодежь не знает. С этой стороны «Прошлое мюзик-холла» представляет определенный интерес», — написала в своей статье известная донецкая балерина.
В конце публикации Елена Горчакова сделала вывод, что «зрители, заполнившие зал, познакомились с искусством одной из американских балетных трупп». «Впереди новые программы и новые встречи. Надо думать, что знакомство представит взаимный интерес», — подчеркнула она.
Финал Роберта Джоффри
После успешных гастролей по Советскому Союзу Роберт Джоффри ждали трудные времена. Как оказалось, в Америке делается не все просто так.
Ребекка Харкнесс объявила, что ее фонд выделяет более одного миллиона долларов на создание «Харкнесс балет». Джоффри сообщил прессе, что он получил от спонсора ультиматум – необходимо изменить название труппы, а его права ограничиваются художественным руководством. Он отказался. И его труппа оказалась на пороге краха – большинство костюмов и декораций формально принадлежало фонду, многие танцоры именно с ним заключили свои контракты.
Роберт Джоффри начал все почти с нуля. Он зарегистрировал Фонд американского танца как некоммерческую, освобожденную от налогов организацию в поддержку «Роберт Джоффри балле», получил чрезвычайную субсидию на тридцать пять тысяч долларов от Фонда Форда. Все последующие годы Джоффри с друзьями ставил экспериментальные балеты, а также возобновил знаменитые работы таких хореографов ХХ века, как Аштон, Курт Йосс, Мясин, Нижинский, Роббинс и Фокин. В марте 1979 года на Бродвее был показан балет Джоффри «Памяти Дягилева», созданный по случаю пятидесятилетней годовщины его смерти. Это были идея Рудольфа Нуриева – он хотел станцевать в один вечер три роли, прославленные Нижинским.
Роберт Джоффри скончался 25 марта 1988 года от СПИДа в возрасте 57 лет. Но до сих пор оригинальные постановки его труппы привлекают зрителей во всем мире.
Анатолий Жаров