В эпоху раннего Средневековья в политической и культурной жизни Восточной Европы и в прилегающих к ней районах Азии ключевую роль играла мощная полукочевая империя – Хазарский каганат, раскинувшийся на обширных пространствах от Волги до Днепра. Но в школьных и вузовских учебниках по отечественной истории этому государству отведено неоправданно мало места. Об истории Донецкого края в эпоху Хазарского каганата корреспондент газеты «Донецк вечерний» попросил рассказать руководителя археологической группы Донецкого национального университета, старшего научного сотрудника Александра Евглевского.
КТО ТАКИЕ ХАЗАРЫ?
– Александр Викторович, что представлял собой Хазарский каганат, влиявший на исторические судьбы и культуру целых народов?
– Это, несомненно, яркий феномен в евразийской истории и культуре. По сути, это была империя, первое феодальное государственное образование в Восточной Европе, занимавшее огромную территорию, на которой проживали различные по этническому происхождению народы, находившиеся на неодинаковом экономическом и культурном уровне, исповедовавшие разные религии. Каганат контролировал многие транзитные пути, соединяя тем самым в одну цепочку Китай, Иран, Волжскую Булгарию, Византию и Западную Европу. Хазарский каганат просуществовал около 300 лет – со второй половины VII до середины X века. За этот период он сыграл одну из узловых ролей, как минимум в средневековой истории Восточной Европы.
Поэтому хазароведение вот уже лет 30 переживает бурный подъем во многих странах, в том числе во многих европейских, в США и Израиле.
– А кто такие хазары, откуда они пришли?
– Точек зрения о происхождении хазар немало. Становиться на чью-либо позицию я бы не хотел, поскольку для меня, как археолога, вопрос этнических определений далеко не первостепенен. Но все же самой весомой, на мой взгляд, является версия, согласно которой происхождение этнических хазар следует связывать с одним из гунно-савирских племен, обитавших на Северо-Восточном Кавказе в VI веке и в тот же период подвергшихся тюркизации. Во всяком случае, под 555 годом сирийский автор Захарий Ритор сообщает о проживавшем за Каспийскими воротами, то есть за Дербентским горным проходом, племени хазар. Так или иначе, территория, лежащая к северу от Дербента, еще в середине VI веке в письменных источниках именовалась Хазарской областью.
Но не выглядит ли странным, что это небольшое племя, во второй трети VII века находившееся на службе у Ирана, остановило победоносное шествие арабо-мусульманских войск и после развала Западнотюркского каганата довольно быстро распространило свое влияние на обширные территории от Северо-Западного Прикаспия до Днепра?
В связи с этим я склонен присоединиться к той точке зрения, согласно которой название племени могло произойти от слова «хазар», что в переводе со среднеперсидского означает «тысяча». Оно использовалось в системе военной организации не только тюркских, но и многих других народов, в том числе и иранцев. Название военного подразделения племени могло превратиться в его самоназвание.
Тюркюты и гунно-савирские племена, куда входили и этнические хазары, объединились, причем эту коалицию стали называть хазарами, чтобы отделить их от болгарских племен, находившихся севернее и западнее. Недаром же до 652–653 годов в арабо-мусульманских источниках хазары и тюрки упоминаются раздельно, а после этой даты тех и других называют то ли хазарами, то ли тюрками – как некую общую силу. Именно с этого момента этническое название племени «хазар» превратилось в обозначение титульной «нации» Хазарского каганата.
СЛЕДЫ ХАЗАРОВ В ДОНБАССЕ
– А что пишут ученые о хазарах Донецкого края?
– В наиболее свежем учебном пособии «История Донбасса: от древности до средневековья», вышедшему в 2018 году в Донецком национальном университете, Хазарскому каганату отведено девять страниц. Однако лишь полторы из них рассказывают о Донецком крае, а все остальное изложение посвящено Нижнему Поволжью, Заволжью, Предкавказью и Крыму. И при этом хазарский вопрос в пособии освещен сухо и лишь с традиционными оценками.
– Какие археологические памятники Хазарского каганата исследованы в Донецком крае?
– Материальную культуру Хазарского каганата отражает так называемая салтово-маяцкая культура. В Северном Приазовье открыты остатки кратковременных стойбищ и селищ – зимники и летники с полуземлянками и юртообразными жилищами. То есть ближе к зиме кочевники уходили на юг к Азовскому морю, вдоль побережья которого располагались их зимники – поселения с углубленными в землю полуземлянками, юртообразными жилищами с глинобитными стенами. С потеплением население перекочевывало на север – к летникам.
На больших селищах известны хозяйственные ямы для хранения зерна – до двух тонн в каждой. В то же время обращает на себя внимание бедность этого населения. Например, в погребениях найдены лишь простые вещи. По всей видимости, эти памятники оставлены людьми, занимавшимися хозяйственной деятельностью, в частности связанной с поставками в каганат фуражного и продовольственного зерна. Кроме того, жители этих небольших поселков могли обслуживать торговые караваны, обеспечивая их продовольствием и ночлегом, оказывая содействие при переправах через реки Приазовья. На основании письменных источников данное население можно соотнести с так называемыми черными болгарами – подданными каганата.
На правом высоком берегу Северского Донца привлекает внимание цепочка расположенных довольно близко друг от друга относительно крупных и небольших поселений у сел Сидорово, Царино, Теплинское, Татьяновское, Райгородское, Святогорское, Новоселовское и др.
Наиболее выразительны погребения кочевников в курганах, где рядом с хозяином захоронены лошади и уложен разнообразный инвентарь: украшения, сосуды, остатки луков и колчанов.
Кроме поселений и курганных погребений, исследованы многочисленные грунтовые могильники (в частности, возле Лиманского и Чернецкого озер), которые связываются с праболгарами, превалировавшими в Донецком крае в эпоху Хазарского каганата.
НАЙДУТ ЛИ ХАЗАРСКИХ ИУДЕЕВ?
– Известно, что в Хазарском каганате был принят иудаизм. Остались ли какие-то следы иудаизма в Хазарии в целом и в наших степях в частности?
– Хазарский каганат со времен Средневековья до появления на политической карте Израиля многие столетия оставался единственным государством, где иудаизм был принят в качестве государственной религии.
Следы культового проявления иудеев в Хазарии археологи ищут давно, но безрезультатно. Именно поэтому сегодня среди археологов превалирует мнение, что иудаизм в Хазарском каганате был принят лишь его правящей верхушкой, а остальные слои населения оставались преимущественно язычниками. А найденные редкие артефакты, которые напоминают иудейскую символику, недостаточно убедительны. Зачастую они связаны с античными надгробными плитами, вторично использованными в хазарское время. Однако я полагаю, что иудейские погребения уже давно раскопаны, но не идентифицированы. Во всяком случае, археологическая реальность иудаизма в Хазарии могла быть совершенно иной, нежели мы ожидаем, руководствуясь представлениями о быте и культовой практике современного иудаизма.
– Остались ли какие-то прямые потомки населения Хазарии?
– Судьба Хазарского каганата и его населения была предрешена. Являясь своеобразным буфером между Востоком и Западом, между различными по укладу и вероисповеданию государствами и языческими кочевыми образованиями, он испытывал колоссальные внутренние и внешнеполитические проблемы. Этногенетические и этнокультурные нивелирующие процессы в нем были неизбежны. Именно поэтому прямых потомков хазар нет.
Правда, некоторые исследователи считали таковыми крымских караимов, но не караимов по вероисповеданию, отделившихся от основной веры, а караимов-тюрков по этническому происхождению.
Беседовал Сергей ГОЛОХА, газета «Донецк вечерний»