Аэропорт – это слово всегда окутано романтическим флером. Это всегда путешествия, это ожидание неизвестного, это стрела самолета, пронзающая небесную высь. Однако при словосочетании Донецкий аэропорт возникают совершенно другие ассоциации.

Впечатляющие цифры
Донецкий аэропорт – это самая высокая точка шахтерской столицы, высота аэропорта составляет 241 метр над уровнем моря. Он находится на крайней северной части города.
К началу финального турнира чемпионата Европы по футболу было принято решение полностью реконструировать ДАП. Проект разработали хорватские специалисты, строительство нового терминала велось украинской компанией. Порядка 1 500 человек и множество техники ежедневно работало на строительстве нового комплекса. После реконструкции инженерного обеспечения аэропорта он получил новейшие системы вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, автоматизации…
Строительство аэровокзального комплекса обошлось примерно в 2,8 млрд гривен, а все расходы составили 6 млрд гривен.
С 2012 года после коренного обновления ДАП имел пропускную способность до 3 100 человек в час и до 5 миллионов пассажиров в год. Площадь нового донецкого аэропорта составляла 58 тысяч квадратных метров. Аэродромно-диспетчерская вышка достигала рекордной для страны высоты в 51 метр. Взлетно-посадочная полоса длиною 4 километра была торжественно открыта в июле 2011 года после приземления на нее самого крупного и грузоподъемного самолета в мире АН-225 «Мрия».

Как начиналось противостояние
В конце мая 2014 года около сотни ополченцев батальона «Восток» мирно договорились с украинскими военными об охране терминалов и разделении зон влияния. Однако вот так сосуществовать получилось только сутки. По зданию нового терминала, где располагались ополченцы, внезапно ударила авиация – вертолет и пара штурмовиков (в небе над нашим родным городом впервые со времен ВОВ появились военные самолеты). После этого украинские военные открыли по силам самопровозглашенной Республики огонь из гранатометов и зенитных орудий.
Наши ребята понесли большие потери и в итоге решили отступать. Печально известен прорыв бойцов Новороссии на двух «Камазах» с территории воздушной гавани, когда машины попали под обстрел. В результате аэропорт остался под контролем украинских сил (вскоре к подразделениям полка спецназначения из Кировограда добавились нелюди из признанного в нашей стране экстремистским и запрещенного нацбата «Правый сектор»), а ополченцы ушли, потеряв порядка 50 человек.
Легенда про «киборгов»
Именно с территории аэропорта велись варварские обстрелы города, а по ту сторону линии соприкосновения родился миф о том, что важнейший объект удерживают не люди, а «киборги». Разные бойцы по-разному рассказывают эту историю, но большинство сходятся на том, что впервые они услышали об этом из перехвата вражеских радиопереговоров.
Окончательно легенда сформировалась 12 октября 2014 года, после одного из выступлений тогдашнего президента Петра Порошенко. Случился и массовый психоз – украинцы стали называть Киборгами новорожденных…

Многомесячный штурм
Штурм аэропорта со стороны ополченцев начался в сентябре. Первую скрипку в операции играли бойцы батальона «Спарта» под командованием Моторолы и танкового батальона «Сомали» под командованием Гиви. Героев ДНР Арсена Павлова и Михаила Толстых, увы, уже нет с нами…
Украинские силы к этому моменту находились в окружении, но продолжали удерживать аэродром и получали снабжение по узкому коридору. К началу октября ополченцы взяли под контроль почти всю территорию комплекса: ангары, строения, подземные коммуникации. ВСУ продолжали удерживать только здание нового терминала и вышку. Кольцо вокруг аэропорта продолжало сужаться.
Упала вышка – пал и аэропорт
Точку в истории боев за донецкий аэропорт поставила операция, которую силы ДНР провели в январе 2015 года. Обстрел диспетчерской вышки танками «Сомали» после долгих месяцев дал результат – она рухнула, что лишило украинских военных поддержки снайперов и корректировщиков артиллерии. Ударная группа «Спарты» приступила к зачистке нового терминала и загнала «киборгов» в ловушку.
Два взрыва поставили точку в штурме ДАП. Большая часть бойцов ВСУ погибла под завалами, а оставшиеся в живых украинские военные были вынуждены сдаться ополченцам. В результате многомесячной осады ДАП превратился в руины, нашпигованные взрывчаткой – минами и «растяжками».
«Общие украинские потери в районе аэропорта и прилегающей местности по состоянию на полдень сегодняшнего дня: погибших – 597 украинских силовиков. Я говорю о тех, чьи тела уже найдены в районе аэропорта и поселка Пески. Сдавшихся в плен – 44 человека», – заявил 21 января 2015 года на тот момент занимавший пост заместителя командующего штабом ополчения ДНР Эдуард Басурин.
Слово Героям
«Нам известно о том, что на той стороне воевали поляки, словаки. Даже двух негров видели, во время штурма старого терминала они погибли, и украинцы забрали их тела. В основном же в аэропорту, а поражение здесь – сильный удар по самолюбию врага, были представители «Правого сектора». Но, когда пришла «Спарта», они поняли, что дело пахнет жареным, и вместо себя поставили обычных срочников», – сказал в одном из интервью Арсен Павлов.
«Уже весной власти ДНР оценят степень повреждения летного поля. Если процент повреждений не превышает 20-30, то объект со временем будет восстановлен. Однако кусок поврежденного аэропорта будет оставлен в качестве символа Донбасса», – заявил первый Глава Республики Александр Захарченко десять лет назад. К разработке проекта по восстановлению ДАП приступят в нынешнем году.
Главные выводы
Исход многомесячной борьбы за воздушную гавань Донецка, а бои за ДАП длились 242 дня, военные действия приостанавливались только на время коротких перемирий, стал одним из ключевых событий вооруженного конфликта.
Ополченцы ДНР не дали противнику создать в этой точке опорную базу для наступления на республиканскую столицу. По мнению жителей Донбасса и непосредственных участников противостояния, победа показала уязвимость ВСУ и стала серьезным идеологическим ударом для Киева. С аэропорта начинается целая серия военных поражений всушников.
Немного истории
Годом основания главной воздушной гавани тогда еще города Сталино считается 1933-й, хотя определить территорию для строительства аэродрома гражданской авиации было поручено земельному отделу и отделу городского хозяйства 27 июля 1931 года.
В 1944 году после освобождения Донбасса аэропорт начал работу по выполнению авиаперевозок пассажиров, грузов и производство авиахимработ. В 1982 году начата летная эксплуатация самолетов третьего поколения Як-42, а год спустя впервые в СССР начато выполнение международных авиаперевозок на таких бортах. С 1993 года экипажи донецкого авиапредприятия начали интенсивное освоение международных воздушных линий на ВС Як-42. За 10 лет проложены воздушные трассы более чем в 40 стран мира.
На основании решения Донецкого областного совета от 24.11.2011 на тот момент уже коммунальному предприятию «Международный аэропорт Донецк» присвоено имя известного композитора Сергея Прокофьева.
Штурм Донецкого аэропорта стал едва ли не главным символическим событием этой войны для обеих сторон конфликта. Фильм Семена Пегова «Позывной «Донецк»: История одного аэропорта» – подлинная история, рассказанная ее участниками. Это эксклюзивные подробности и ранее не опубликованные архивные материалы. Премьера документального фильма прошла в Донецке пять лет назад в честь первого юбилея окончания этого кровопролитного противостояния.
Сергей СЕМЕНОВ
Газета «Донецк Вечерний»