Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью об истории одной из главных улиц Донецка – Киевский проспект, являющейся одной из главных линий Киевского района Донецка. Статья подготовлена научными сотрудниками отдела научно-исследовательской и методической работы в сфере охраны объектов культурного наследия ГБУ–ДРКМ и членами Донецкого республиканского отделения ВООПИК.
Одной из главных улиц города Донецка – является Киевский проспект. Будучи продолжением Университетской, он берет начало у Шахтерской площади, и завершается Путиловским мостом, постепенно переходя во Взлетную улицу.
В 1964 году, в начале апреля, начались работы по оформлению Киевского проспекта – главной магистрали Ветки и Путиловки. Это не было что-то совершенно новое. На этом месте давно была дорога – еще довоенная аэрофотосъемка ее обнаруживает. На немецкой оккупационной карте она обозначена как Noworossijsk Strasse (улица Новороссийская). На топографической карте начала 60-х годов ‒ как улица Маяковского. Киевский проспект лег поверх этого всего. С аэропортом город связывал 19-й автобус – тогда он ходил по маршруту «Крытый рынок – 15-й участок». Это был единственный способ добраться из города непосредственно до воздушной гавани. По краю улицы располагалась насыпь, и каждый раз, чтобы перейти проезжую часть, приходилось преодолевать это препятствие. Освещение было не очень хорошее, плюс полное отсутствие светофоров.
Измененный формат улицы Маяковского, было самым непосредственным образом связано с открытием Северного автовокзала. Было бы неправильно строить такое современное заведение и не обеспечить его соответствующими коммуникациями. Реконструкцию проводили в два этапа. Попутно оформляли газон посредине, устанавливали освещение и всю бижутерию, необходимую для троллейбусного движения, расширяли дорожное полотно.
По новому проспекту запустили троллейбус. Это был хорошо всем знакомый 9-й маршрут «Шлаколечебница – Аэропорт». Под него построили основательный мост через железнодорожные пути на Путиловке – тот самый путепровод с ответвлением на Ясиноватую и другие города северного направления Донецкого края. Из воспоминаний местных жителей, именно появление троллейбуса, впервые позволило им по-настоящему почувствовать себя жителями большого города.
Новая магистраль не сразу получила название Киевского проспекта. И только 1967 году, когда из части Куйбышевского района образовали новый район, его назвали ‒ Киевским. Тогда появилась логика и в переименовании главной магистрали района. Но и это случилось не сразу, а только весной 1968 года, когда случилось та самая «групповая смена вывесок». До этого новая магистраль оставалась проспектом Маяковского – до трамвайного перекрестка на Ветке, и частью Университетской – между этим перекрестком и Шахтерской площадью.
Киевский проспект начинается со 110-метрового здания торгово-жилищного комплекса «Северный», который в списке самых высоких зданий Донецка занимает второе место. Когда-то на этом месте располагался одноименный автовокзал.
В газете «Социалистический Донбасс» за 21 июля 1961 г. указано: «Недавно в Сталино на Университетской улице, 131, рядом с автозаправочной станцией открылся Северный автовокзал. Здесь имеются комнаты матери и ребенка, камера хранения, справочное бюро, касса предварительной продажи билетов. Открытие нового автовокзала позволит значительно разгрузить Южный автовокзал и улучшить пассажирское движение».
Рядом, посреди старого поселка, в частном секторе – возник новый вокзал. В юго-западном направлении прекрасно просматривался копер и терриконы шахты № 8 «Ветка». Шахтерской площади еще не существовало – был обычный перекресток дорог без всяких подземных переходов и переездов. Сразу за автовокзалом шла насыпь с железнодорожной веткой промышленного назначения. Там ходил трамвай № 1.
Известнейший донецкий архитектор Георгий Навроцкий был одним из авторов вокзала. В начале 1960-х годов, советские градостроители еще боролись с архитектурными излишествами. Проектировать дома нужно было просто и строго. Таким и получился Северный автовокзал: огромные плоскости стекла, четкие очертания. В формах вокзала все же содержалась некая концепция. Т.к. строился центр автотранспорта, здание, по замыслу автора, должно было вызывать ассоциации с автомобилем. Это отражалось даже в выборе облицовки: вокзал покрыли железной плиткой с белой эмалью, имитируя технологию нанесения краски на машину.
Появление Северного автовокзала изменило жизнь Ветки: из глухой окраины она превратилась в преддверие центра. Создали Шахтерскую площадь. Позже вырос современный квартал. В 2008 г. автовокзал посчитали избыточным, и его здание было ликвидировано.
Пройдя от Шахтерской площади, мимо дома, первый этаж которого когда-то занимал гастроном «Славутич», мы оказываемся на Ветке – сегодня так называют площадь на пресечении Киевского проспекта и проспекта Молодых шахтеров. В самом начале истории нашего края здесь находились четыре шахты Ветковского рудника Новороссийского общества: Семеновские № 7 и 8, Александровская № 4 и Александровская-Наклонная.
К шахтам рудника подходила железнодорожная ветка, причем к каждой из четырех (большая редкость для промышленных объектов начала ХХ в.). От такого количества подъездных путей поселок и получил название – Ветка.
Пересекаем трамвайные пути, ведущие к железнодорожному вокзалу, и продолжаем движение вдоль широкого проспекта. Проходим мимо дворца культуры имени М. Горького. В Донецке есть два ДК с таким именем. Другой расположен на другом конце города, в Пролетарском районе.
Проходим немного вперед и перед нами здание Киевской районной администрации. Рядом находится сквер, который носит имя Владимира Владимировича Маяковского. Сквер разбит на территории бывшей усадьбы, позднее ставшим противотуберкулезным санаторием. До недавнего времени сохранялась часть кованой ограды, окружавшей некогда эту территорию. В сквере и сейчас можно встретить фруктовые деревья из помещичьего сада, им более 100 лет! В советское время в сквере располагалась танцплощадка. В начале 1970-х годов было построено здание Киевского райисполкома. В сквере стали появляться жилые дома, и территория одного из самых старых скверов в Донецке — заметно уменьшилась. Было принято решение убрать старую танцплощадку, а на ее месте был сооружен фонтан. Со временем территория обветшала. В 2005 г. была проведена реконструкция, и территория у Киевского РИКа стала любимым местом отдыха жителей района.
В этой части Донецка расположена шахта им. А.Ф. Засядько, которая раньше называлась «Ветка-Глубокая». Она была сдана в эксплуатацию 31 декабря 1958 г. Предприятие было построено по проекту института «Южгипрошахт». Имя Александра Федоровича Засядько шахта получила по постановлению Совета Министров СССР 19 сентября 1963 г. В 1968 г. шахта Засядько была объединена с шахтой им. Феликса Кона, а в 1970 г. – с шахтой № 8 «Ветка». Потенциальные возможности нового предприятия долгое время в полной мере не использовались. В связи с различными обстоятельствами, шахта некоторое время занимала одно из последних мест среди предприятий комбината «Донецкуголь». В ноябре 1979 г. на должность директора шахты был назначен Ефим Леонидович Звягильский. В декабре, впервые за многие годы, предприятие выполнило месячный план добычи угля. С начала 1980-х годов шахта им. А.Ф. Засядько регулярно перевыполняла производственные задания. В 1985 г. за выдающиеся производственные достижения она была награждена орденом Ленина. В 1990 г. в состав предприятия была включена обогатительная фабрика «Киевская». Шахта имени Засядько считается одной из наиболее опасных в мире. Для предприятия характерны внезапные выбросы метана. В течение последних десятилетий на шахте, помимо различного рода аварий, произошел ряд ЧП с огромным количеством человеческих жертв.
В августе 1916 г., возле станции Юзово Екатерининской железной дороги Бахмутского уезда Екатеринославской губернии началось строительство артиллерийского завода Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов – филиала Петроградского завода. Такое решение Главное артиллерийское управление русской армии считало необходимым для дела государственной обороны. В то время, полным ходом шла Первая мировая война, и русская армия нуждалась в скорейшем обеспечении снарядами. Т.к. немцы угрожали захватом Петрограда, правительственные чиновники решили эвакуировать ряд предприятий вглубь страны – чтобы сохранить военную экономику. Именно со строительства завода и началось зарождение Путиловки. Проектированием поселка занимались специально нанятые финские архитекторы из Хельсинки во главе с Георгом Нуммелиным. Они распланировали поселок, размещенный на площади в 177 десятин и рассчитанный на 7 тысяч жителей. Там было предусмотрено все для нормальной жизни: две площади, гостиница, жилые дома для администрации и рабочих завода, бани, рабочие столовые, отделение банка. В поселке был построен водопровод. Что касается завода, то это ныне не работающий «Точмаш». При советской власти «Точмаш» (Завод точного машиностроения) официально позиционировался как предприятие по производству сельскохозяйственной техники – в подтверждение этому у входа было выставлено сельхозоборудование. На самом деле эта аграрная продукция носила дополнительный характер, а завод работал на оборонный комплекс страны.
С бывшим заводом граничит еще один объект. По адресу Киевский проспект, 48, находится 12-этажка бывшего полиграфического комбината «Донетчина». Раньше здесь находилось двухэтажное здание монтажно-заготовительного участка треста «Донецкуглеавтоматика».
Строительство полиграфического комбината «Донетчина» выполнил трест «Донецкметаллургстрой», начав работы в 1970 г. методом сооружения высотного здания из укрупненных железобетонных ригельных элементов. Принцип был разработан научной частью института «Промстройниипроект» в середине 1960-х годов и с тех пор применялся с успехом. Строительство растянулось почти на шесть лет. Будущий полиграфкомбинат мыслился как мощный бастион пропагандистского фронта. Его проектная мощность – четыре миллиона экземпляров газет в день – ровно в два раза больше пропускной способности, действовавшей на тот момент в городе полиграфической базы. Ротационная машина новейшей конструкции позволяла использовать рулоны бумаги шириной в 168 сантиметров – в два раза шире обычных. Все это давало возможность печатать в Донецке республиканские и союзные газеты, ранее доставляемые всем тиражом из Москвы и Киева.
Раньше, Киевский проспект, будучи северными воротами города, встречал гостей. А сейчас, словно призрак прошлого: пустынные улицы, обезлюдевшая высотка «Донетчины», осиротевший стадион «Монолит», разрушенный Путиловский мост….. На все это страшно и больно смотреть. Но мы верим, что скоро закончится Война, Киевский проспект вновь станет оживленным и процветающим, как и много лет назад.
Источник: Донецкий краеведческий музей