В начале декабря 1972 года популярный советский эстрадный певец Эмиль Горовец дал концерты в трех городах Донбасса.
Концерты с участием этого певца всегда собирали аншлаги. Эмиль Горовец был первым исполнителем многих песен, которые стали классикой советской эстрады. К нам он приехал в тот период, когда он с женой уже подал документы на выезд в Израиль, поэтому все его концерты здесь не освещались в областной печати.
Советская звезда 60-х и 70-х годов прошлого века
Современники имеют смутное представление об Эмиле (Рахмиле) Яковлевиче Горовце. Однако в 60-е и 70-е годы ХХ века этот исполнитель был одним из самых популярных эстрадных певцов Советского Союза. Его чарующий голос, средний между тенором и баритоном с особенной тембровой окраской, звучал повсюду из окон домов жителей разных городов и сел СССР. Грампластинки с песнями в его исполнении выходили миллионными тиражами, а музыкальные произведения стали народными.
Эмиль Горовец родился 10 июня 1923 года в городке Гайсин Винницкой области, будучи четвертым и младшим ребенком в семье кузнеца. Его путь к вершине эстрадной славы начался в еврейской театральной школе. Там он сумел овладеть русским языком, так как все свое детство разговаривал на идиш . В молодости был актером Государственного Еврейского театра.
С 1955 года Эмиль Яковлевич начал петь в концертах джаз-оркестра Мосэстрады под управлением Эдди Рознера. В 1959 году выехал на гастроли в Париж вместе с группой других артистов-евреев на празднование 100-летия Шолом-Алейхема. А в 1960 году он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. После того, как в феврале 1963 года по радиостанции «Юность» прозвучал его 45-минутный концерт, к нему пришла настоящая слава в Советском Союзе.
Эмиль Горовец был первым исполнителем знаменитых «Дроздов» Владимира Шаинского. Его голосом впервые были исполнены и другие советские песенные шлягеры, как «Королева красоты», «Голубые города», и, еще до того, как вышел фильм, песни Андрея Петрова «Я шагаю по Москве». Для Горовца писали Ян Френкель, Вано Мурадели, Арно Бабаджанян, Модест Табачников, Эдди Рознер.
На своих концертах он исполнял и много хитов зарубежной эстрады, его называли «Русским Карузо». Благодаря Эмилю Яковлевичу мелодии «Лайлы» и «Тюльпанов», песен «Падает снег» и «Вчера» пусть и с русскими текстами, но все же звучали на советской эстраде. Именно с программой «Эстрадные песни народов мира» он приехал в Донецк в первый раз, уже будучи известным, в 1965 году. 26,27,28 июня Эмиль Горовец выступил на сцене нашего театра оперы и балета.
Следующая гастроль в Донецкую область известного советского певца состоялась в начале декабря 1972 года.
Концерты в Донецке
Подробностей тех концертов 1972 года Эмиля Горовца у нас сейчас никто не помнит. Быть может, эта статья поможет их узнать, если поделятся своими воспоминаниями наши земляки, которые присутствовали на выступлениях певца в донецком крае.
Нашему корреспонденту о приезде к нам Эмиля Яковлевича удалось узнать случайно, благодаря маленькому анонсу в главной областной газете «Социалистиический Донбасс». В нем сообщалось, что 3 и 4 декабря в Донецке во Дворце культуры имени Ленина состоятся концерты Лауреата Всесоюзного конкурса эстрады Эмиля Горовца. Начало их было намечено на 19 часов 30 минут. И все – больше никаких подробностей. Не было после в областных газетах ни строчки о его выступлениях в Донецке. В принципе, в те годы и не являлось правилом (в отличие от сегодняшнего времени) описание концерта той или иной эстрадной «звезды». Делалось это лишь только тогда, когда знаменитые и любимые на весь Советский Союз артисты принимали участие в официальных концертах. Таковыми считались отчетные выступления в Киеве и Москве, к юбилеям Советской власти, руководителей СССР, а также праздничные концерты к Дню шахтера и Дню освобождения Донбасса.
В подшивке многотиражной газеты «Металлург» Донецкого металлургического завода (ему принадлежал Дворец культуры имени Ленина) также не нашлось ни одной строчки об этом событии. Ничего не смогли вспомнить о тех концертах и работники современного Центра славянской культуры в Донецке. Они только подтвердили, что знаменитые артисты в то время часто выступали на сцене их учреждения культуры. Поиск информации о выступлении Эмиля Горовца в Донецке зашел в тупик.
И все-таки удалось документально подтвердить его пребывание в Донецкой области в декабре 1972 года.
Донецке, Славянск, Горловка
Просматривая архивные документы Донецкой государственной академической филармонии за 1972 год, удалось выяснить, что Эмиль Горовец выступал не только в Донецке, но и еще в двух других городах области! Это подтверждают приказы легендарного директора нашей филармонии Ивана Петровича Бадаянца. В них он прикрепил шофера филармонии Гордиенко И.А. для перевозки артиста Горовца с 1 по 3 декабря в Славянск и с 7 по 10 декабря в Горловку. Таким образом, выяснились и названия еще двух городов области, в которых певец выступил с концертами в тот год.
Газета «Коммунист» города Славянска вообще ничего не дала об этом. А вот с горловской газетой «Кочегарка» немного повезло. На последней странице номера за вторник, 5 декабря 1972 года есть анонс концерта Эмиля Горовца в этом городе. «8 декабря в ДК шахты «Кочегарка», эстрадные песни народов мира, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады Эмиль Горовец. В концерте принимают участие инструментальный ансамбль под руководством Бориса Миронова, артистка Москонцерта Маргарита Полонская. Начало в 20 часов 30 минут», — говорилось в объявлении. Да! Все сходится! Маргарита Полонская – это первая жена Эмиля Яковлевича Горовца. А с этим инструментальным ансамблем певец гастролировал по всему Советскому Союзу. В 1972 году на знаменитой советской фирме по выпуску грампластинок «Мелодия» они записали альбом «Песни народов мира», произведения из которого наверняка звучали во время гастролей по Донецкой области. Среди них могли быть такие зарубежные хиты (только на русском языке) как : Mammy Blue (Мама: Жиро — русский текст Полонского), греческая «Как я люблю» (русский текст Дербенева), «Баттерфляй» (русский текст Иванова), «Три слова» (Н. Рот – русский текст Кашежевой) и др. И, можно не сомневаться, что успех этих концертов в донецком крае был полон. К тому, же наши земляки соскучились в конце 1972 года по певцу такого плана. Дело в том, что официально работавший в Донецкой областной филармонии Валерий Ободзинский в связи с переездом в Москву рассчитался 27 апреля того года, а некоторые полюбившиеся публике песни были в репертуаре у обоих этих артистов.
Московская память
Сегодня в российской столице проживает непосредственный участник тех концертов – Заслуженный артист России Борис Михайлович Миронов. Воспитанник Московской государственной консерватории, которую закончил по двум специальностям: «История и теория музыки» и «Фортепиано». В качестве пианиста работал в оркестре Московского Государственного театра Эстрады и в различных коллективах Москонцерта, был дирижером, главным дирижером и художественным руководителем эстрадного отдела Московской концертной организации.
С 2001 года работает в Московском городском Дворце творчества детей и молодежи «На Полянке». Также он является участником жюри многих детских и юношеских музыкальных конкурсов.
К сожалению, из-за плотного графика гастролей он не помнит подробностей тех концертов в Донецкой области. Хотя, этот музыкант проработал с Эмилем Яковлевичем Горовцем до самого его отъезда заграницу. Сегодня можно предположить, что одной из главных причин отсутствия информации о выступлениях певца в Славянске, Донецке и Горловке могло быть и то обстоятельство, что Горовец в 1972 году вместе со своей супругой подали документы на выезд из Советского Союза в Израиль (тогда начиналась первая волна эмиграции советских евреев). Понятное дело, что такое решение популярных артистов не приветствовалось официальной властью и потому, наверное, могло быть указание не замечать его выступления, хотя прибыль от этих концертов, считали наверняка точно.
О России никогда не забывал
Эмиль Горовец и Маргарита Полонская очень долго ждали разрешения на выезд. «Я не уехал, — меня уехали», — впоследствии говорил он о причинах эмиграции из страны. Возможность выехать из СССР супруги Горовец получили лишь в 1973 году. Но «Земля обетованная» для певца вторым домом, увы, не стала.
Дальше он переехал на жительство в США. И в Америке Эмиль Горовец тоже не избежал трудностей. К тому же, он тосковал по своим слушателям, большая часть которых все же оставалась на Родине. В США в течение ряда лет он вел авторскую программу «Маме лошн» («Мамин язык»), в которой пел песни собственного сочинения. Он переводил на идиш советские эстрадные песни, которые с успехом исполнял во время гастролей по Америке и Западной Европе.
Уже в перестроечное время Эмиль Горовец снова побывал на своей Родине и спел перед своими поклонниками. Ушел из жизни известный певец 17 августа 2001 года в Нью-Йорке.
Когда в 1989 году Эмиля Горовца спросили советские журналисты о том, что он в своей жизни построил. «Я оставлю после себя свои песни!».
Анатолий Жаров