Эта улица находится в Киевском районе Донецка, в Третьем Восточном поселке. Она названа в честь выдающегося художника-пейзажиста Архипа Куинджи, который родился на окраине Мариуполя, в местечке Карасу, 27 января 1842 года (а согласно другим версиям – 1841 или 1843 годов).
Он рано лишился родителей и жил у родственников, работал у чужих людей: пас гусей, служил у подрядчика на постройке церкви и у хлеботорговца. С юных лет Архип любил рисовать. Он рисовал на обрывках бумаги, заборах и стенах. Хлеботорговец посоветовал юноше попроситься в ученики к легендарному Ивану Айвазовскому, который жил в Крыму, в Феодосии. Куинджи отправился туда пешком. Однако великий живописец не оценил талант ученика – поручал ему лишь красить забор и толочь краски. Вернувшись через несколько месяцев домой, юноша стал работать ретушером у фотографов – сначала в Мариуполе, затем в Таганроге и в Одессе. А все свободное от работы время посвящал рисованию.
Когда ему было уже больше 20 лет, Куинджи рискнул почти без денег поехать в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Однако стать ее вольнослушателем молодому человеку удалось только с третьей попытки.
Спустя несколько лет Архип Иванович получил признание и известность. Но по-настоящему знаменитым он стал после того, как представил на суд зрителей в 1879 году свою «Березовую рощу», а через год – еще более магическую «Лунную ночь на Днепре». На выставки, на которых они экспонировались, выстраивались огромные очереди, толпы людей часами простаивали у этих картин, пораженные эффектными сочетаниями цветов и необычайной реалистичностью света. Некоторые посетители заглядывали за полотно картины «Лунная ночь на Днепре» – искали там источник дополнительного света. Наиболее чувствительные даже плакали, глядя на эти шедевры.
Огромным успехом пользовались и другие картины Куинджи. Они сыграли колоссальную роль в развитии русской пейзажной живописи.
Но на пике славы в 1882 году художник-новатор вдруг стал, по сути, затворником. Публика решила, что Куинджи исчерпал себя. Но он продолжал неустанно работать в разных стилях. При этом почти 20 лет никому не показывал свои новые творения. За эти годы Архип Иванович создал около 500 эскизов и полноценных живописных полотен, а также около 300 графических работ.
Только летом 1901 года он решился показать некоторые новые работы своим ученикам и друзьям, которые очень высоко их оценили. В ноябре того же года состоялась последняя выставка Куинджи, после которой никто не видел новые творения мастера вплоть до его смерти в 1910 году.
По материалам газеты «Донецк вечерний»