Улица Касаткина находится в Кировском районе Донецке, на северной окраине Рутченково – в поселке шахты № 17/17-бис. Она названа в честь известного художника-передвижника Николая Касаткина, который первым из видных живописцев обратил свое внимание на Донбасс, а после Октябрьской революции 1917 года стал одним из основателей социалистического реализма.
Он родился 25 декабря (по новому стилю) 1859 года в Москве, где закончил училище живописи, ваяния и зодчества. Затем на протяжении многих лет преподавал в нем. Кроме этого, Николай Алексеевич около 30 лет работал в крупнейшем в России издательстве Ивана Сытина, где участвовал в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря, «Великой реформы» – юбилейного издания, посвященного 50-летию Крестьянской реформы, и др.
Но главной темой творчества Касаткина была тяжелая жизнь рабочих, прежде всего шахтеров. Он первым показал их каторжный труд и беспросветный быт, тогда как в центре внимания других передвижников находилось в основном крестьянство.
Впервые Касаткин посетил Донбасс в 1892 году. Затем в течение семи лет почти каждый год приезжал сюда. Посещал Юзовку (Донецк), Макеевку, Харцызск, Александровск-Грушевский (ныне – город Шахты) и другие места.
Многие хозяева шахт и заводов, а также простые рабочие относились к чужаку с этюдником настороженно и враждебно: первые не хотели, чтобы они живописал тяжелые условия труда, а вторые считали его чуть ли ни сыщиком охранки и однажды даже хотели сбросить художника в шахтный ствол. В одном из писем Николай Алексеевич писал: «В Юзове нас чуть было не арестовали (там рабочее движение и забастовка, все позакрыто, и завод стоит) за то, что мы прошли немного по заводу». Но трудности и неудачи не останавливали Касаткина, он сумел найти общий язык с рабочими шахт и заводов, которые сами стали просить написать их портреты.
Пожалуй, самой известной его картиной из написанных в Донбассе является «Шахтерка», на которой, в отличие от других мрачных полотен, изображена обаятельная улыбающаяся девушка. По утверждениям знатоков, это первое в русской живописи изображение женщины-работницы.
Николай Алексеевич создал целую галерею шахтерских образов, в которую вошли такие работы, как «Углекопы. Смена», «Шахтер-тягольщик», «Шахтеры у спусковой клети», «Отдыхающий шахтер», «В семье рабочего» «Сбор угля бедными на отработанной шахте» и др.
При Советской власти Касаткин был возведен в ранг патриарха социалистического реализма, одним из первых получил звание «Народный художник республики».
Николай Алексеевич скоропостижно скончался 17 декабря 1930 года, когда в Музее революции давал пояснения к своей новой картине «Карийская трагедия».
По материалам газеты «Донецк Вечерний»