Нередко родители активных детей сталкиваются с такой непростой проблемой, как рассеянность. Маленькие мечтатели зачастую просто не могут сосредоточиться на важных задачах. Как справиться с этой трудностью, подскажет практический психолог Дворца детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка Наталья Загорная
ОБРЕСТИ АВТОРИТЕТ
Дети с рассеянным вниманием отличаются активностью и подвижностью. Они не способны усидеть на месте даже некоторое время и заниматься одним и тем же делом, сколь бы оно ни было интересно. Они всё забывают, неаккуратны и неуклюжи, не могут запомнить задание и повторить его.
Особенно ярко рассеянность внимания проявляется в начальной школе. Ребенок бесконечно вертится за партой, мешает своим сверстникам и учителю, хотя вовсе не желает этого. Если школьник умный и талантливый, но имеет такую проблему, он не может в полной мере проявить свои способности. Такой ученик плохо ладит со сверстниками и обычно не обретает авторитет.
Распространен миф, что ребенок перерастет эту особенность к 12–13 годам. На самом деле это справедливо лишь для половины детей. И если проблемой не заниматься, перспективы у ребенка во взрослой жизни не самые лучшие. Статистически установлено, что такие люди намного чаще других бросают учебу, попадают в аварии, получают травмы, не имеют друзей, становятся игроманами. Взрослые с такой проблемой не могут проявить себя на работе, поэтому часто ее меняют, имеют низкий социальный статус, склонны к употреблению наркотических и психотропных веществ.
Именно поэтому заниматься коррекцией рассеянного внимания в детском возрасте просто необходимо. К таким детям необходим комплексный подход: подходящий режим дня и обучения, занятия с психологом, обеспечение полноценного питания, физической активности, достаточного отдыха, положительных эмоций. При должном упорстве родителей у детей с такой проблемой есть все шансы нормализовать произвольное внимание, вырасти успешными, гармоничными личностями.
ПРИЧИНЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ И НЕСОБРАННОСТИ
Чрезмерная опека родителей. Если ребенок знает, что ему обязательно помогут и подскажут, и даже сделают задание вместо него, то ему незачем будет сосредотачивать внимание. В результате он не будет стремиться развиваться и совершенствоваться.
Несоблюдение режима дня. Для детей всех возрастов необходимо соблюдение определенного распорядка дня. Такие режимные моменты, как сон, прием пищи, гигиенические процедуры, прогулка на свежем воздухе, обучающие занятия, следует организовывать постоянно в определенное время. Научившись с детства правильно распределять свое время, ребенок и во взрослой жизни будет собранным и сконцентрированным.
Заболевания. Любые болезни способны снизить внимательность ребенка. После перенесенного заболевания должен пройти определенный восстановительный период, и рассеянность внимания исчезнет.
Расстройства психики. Нарушения в работе головного мозга и сбои в деятельности нервной системы неизбежно влияют на концентрацию внимания ребенка. Эти серьезные причины способен выявить только невролог.
Защитная реакция организма на страх, усталость или стресс. Если ребенок не умеет решать уравнения по математике, то страх берет верх, и его способность сконцентрироваться во время контрольной работы резко снижается.
Ненатуральные продукты питания, плохая экология, нехватка витаминов в организме и в то же время огромные физические и умственные нагрузки часто приводят к быстрой утомляемости и рассеянности внимания.
Отсутствие интереса. Часто рассеянность ребенка проходит, как только он начинает заниматься своим любимым делом. Поэтому, пытаясь удержать внимание ребенка на конкретном предмете, необходимо его заинтересовать.
Генетически заложенные факторы. Невнимательность может передаваться ребенку вместе с генами родителей. Если отец или мать страдают алкогольной зависимостью или гиперактивны, а также в тех случаях, когда беременность проходила с осложнениями, может возникнуть эта проблема.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Только иногда, в особо тяжелых случаях, рассеянность внимания ребенка требует лечения с помощью медикаментов. Обычно стараются обойтись применением средств, стимулирующих иммунную и нервную систему, и созданием определенных условий отдыха и учебы.
Следует найти компетентного специалиста – практического психолога. Он будет проводить коррекционную работу и давать родителям рекомендации, как заниматься с ребенком в повседневной жизни. Относиться к этим советам нужно очень ответственно и выполнять все, что рекомендует профессионал.
Также необходимо установить четкий режим дня. Прием пищи, время сна и физических упражнений должны быть расписаны заранее.
Перед сном надо оставить два часа для свободных, спокойных, интересных для ребенка занятий.
У ребенка должен быть круг своих обязанностей. Не стоит по первому требованию помогать ему в их выполнении. Пусть он самостоятельно моет за собой посуду, застилает кровать и убирает свои игрушки Детям следует давать больше самостоятельности. Это повысит внимательность чада и позволит ему проявить себя.
Принимайте с малышом совместные решения, обсуждайте возникающие семейные вопросы, советуйтесь с ним. Предлагайте помощь в решении возникших проблем, но не решайте и не делайте ничего вместо него.
Обязательно подберите для ребенка физическую нагрузку. Это может быть спортивная секция, не предусматривающая сильных стрессов вроде соревнований.
Играйте с ребенком вместе: стройте, лепите, раскрашивайте, постоянно мягкими обращениями возвращая внимание ребенка к заданию, если он отвлекается («посмотри, как получается», «подай детальку», «давай докрасим вот тут»).
Занимайтесь развивающими играми на повышение концентрации внимания (это могут быть специальные наборы карточек, мозаика, конструктор, пазлы).
Игры могут быть и словесными: мама называет признаки предмета, а ребенок находит его среди окружающих вещей. Помогите школьнику понять сложный предмет: объясняйте, рассуждайте вместе с ним.
Беседовала Екатерина Романова, газета «Донецкое время»