«Всё о ДНР» запускает серию материалов для желающих посетить нашу Республику. Первой из данного цикла будет заметка донецкого краеведа и путешественника Александра Дмитриевского с подробной инструкцией — как добраться в Донецк из Ростова-на-Дону.
Что мы знаем о самом крупном городе Донбасса – почти миллионном Донецке, который до сих пор почтительно именуют Шахтерской столицей? Большинство ответит, что там идет война. И будут правы, хотя такой ответ можно считать поверхностным. Прибывших в город, по окраинам которого проходит линия фронта, шокируют совсем другие вещи: их встречают не руины и воронки от снарядов, а чистые и ухоженные улицы, на которых о войне напоминают лишь бигборды и большое число людей в военной форме.
Кстати, порядок на улицах – это тоже своего рода оружие, но оружие информационное, демонстрирующее всему миру, что Донецк готов сражаться до победы. Что же касается следов от обстрелов, то за ними придется ехать на окраины Донецка, например на Путиловку. Туда ходит трамвай, и это наводит нас на размышления о спирали истории: в 1941 году защитники Ленинграда тоже ездили на фронт на трамвае.
Если собрались ехать
Но прежде, чем мы познакомимся с жизнью сражающегося Донецка, нам еще предстоит туда добраться из Ростова-на-Дону. Путь, который в мирное время выражается формулой «сел да поехал», в военное время превращается в целую науку со множеством тонкостей. Особых опасностей на нем мы не встретим (если, конечно, не будем целенаправленно их искать!), но ошибки выльются путешественнику в изрядную порцию дискомфорта. Например, не стоит забывать, что ночью в Донецке действует комендантский час, кода не работают даже такси: проделать несколько километров на своих двоих с тяжеленными чемоданами в руках – это уже само по себе наказание за пусть невольное, но его нарушение…
Что брать с собой? Про голову на плечах не говорю – это само собой разумеющееся. Далее – паспорт. Обычный внутренний российский паспорт: его придется постоянно держать при себе, так как проверки документов в ДНР сейчас стали весьма редкими, зато внезапными. В загранпаспорте необходимости нет: пропускают и по внутреннему, зато штампы с надписями «Весело-Вознесенка» или «Куйбышево» могут послужить основанием для отказа в выдаче визы целым рядом стран, а на Украину с ними гарантированно не пустят.
Одеваться в дорогу и укладывать вещи надо из расчета на пару-тройку обязательных досмотров. Поменьше всякого добра в карманах, кроме самого необходимого, поменьше металлических предметов на одежде: проводимые в спешке манипуляции по опорожнению и заполнению карманов, а также по раздеванию-одеванию удовольствия не доставляют. Лично я для себя выработал оптимальный набор вещей для таких погранично-таможенных процедур: спортивные штаны без всяких заставляющих звенеть металлоискатели ремней и подтяжек, а также жилет, который вместе с рюкзаком уезжает по ленте интроскопа.
Касательно дорогих вещей. Брать или не брать – личное дело каждого: несмотря на войну, криминогенная обстановка в ДНР и ЛНР очень даже спокойная, шансов стать жертвой преступного посягательства не больше, чем в России. Впрочем, жизнь показывает, что война не лучшее место поиска приключений на свою голову: при должных способностях человек таковые легко находит даже не выходя из дома и не совершая затрат на проезд.
Очень болезненный вопрос – деньги. Банковская система Донбасса изолирована от внешнего мира, поэтому перед поездкой запасаемся наличными рублями – это единственное средство расчетов в ДНР и ЛНР. Можно, конечно, взять с собой доллары, евро или даже гривну: их охотно принимают местные обменники, хотя для простого обывателя выгоды в этом никакой.
Какой дорогой
Собравшийся в Донецк будет поражен «грибным» изобилием на рынке транспортных услуг – на любой вкус и кошелек. Здесь вам и поезд, и автобус, и маршрутные такси, и частный извоз, и даже езда в складчину: не буду заниматься рекламой или антирекламой конкретных перевозчиков – Всемирная паутина в помощь! Однако при их выборе нужно помнить одну простую закономерность: скорость поездки абсолютно не зависит от ее стоимости, а заявленное время в пути практически всегда будет отличаться от реального.
Например, воспользовавшийся самым дешевым вариантом в лице железной дороги гарантированно проведет в пути со всеми пересадками одиннадцать часов, а заплативший в десять раз большую сумму за такси может эти же самые одиннадцать часов потратить только на само пересечение границы. Прибытие в Донецк автобуса, проходящего границу по отдельному коридору (такси и микроавтобусы стоят в общей очереди) также чаще всего будет с опозданием, хотя на моей памяти случались и опережения графика. Последнему, кстати, далеко не всегда можно радоваться, особенно если рейс прибыл до окончания комендантского часа.
Едущему на своей машине надо приготовиться к очередям: пограничная инфраструктура строилась без расчета на нынешнюю ситуацию, которую ни один эксперт в мире так и не смог предвидеть. Понятно, что чем длиннее очередь, тем больше найдется торговцев местами в ней, и эти места будут дорожать при приближении к ее голове, однако даже в этом случае меньше чем за четыре часа границу не пройдешь.
Пешеходов через границу пропускают на всех погранпереходах, но не везде и не всегда этот способ ее пересечения удобен. Пригородный автобус с обоих сторон границы – из Таганрога и Амвросиевки – ходит только на Успенку, однако нечасто, не всегда стыкуется с рейсами, следующими вглубь территории, и втиснуться в него бывает весьма проблематично. В Куйбышево с его рельефом местности, а также в приазовской Весело-Вознесенке ситуация с общественным транспортом обстоит еще хуже. Поэтому в большинстве случаев пеший переход границы имеет смысл либо в том случае, если на другой стороне человека кто-то встречает, либо в случае, когда время сильно дороже денег.
По железной дороге
Поезд – самый пунктуальный и самый дешевый вариант, чтобы добраться до Донецка. Правда, придется пересесть с одного на другой и затем еще ехать автобусом.
На часах семь утра, и это значит, что на Пригородном вокзале Ростова-на-Дону ровно через семь минут мягко закроются двери новенькой электрички, следующей до пограничной станции Успенская. 245 рублей за билет, три с половиной часа созерцания пейзажей за окном – и мы на границе.
Вот нам и пригодился паспорт: для выхода из поезда на Успенской необходимо удостоверить личность. На привокзальной площади торопящихся ждут занимающиеся извозом: до автомобильного погранперехода и до местного пункта пропуска можно доехать за десять минут и полсотни рублей с человека. Нам спешить резона нет, поэтому для нас самая главная проблема – как скоротать пару часов до посадки уже в другой поезд – на Ясиноватую.
Село Авило-Успенка, в котором расположена станция Успенская, откуда идет состав, – это погранзона, и следовательно, за пределы привокзальной площади и пары соседних кварталов удаляться не стоит. Два магазина, кафе – вот и весь набор мест для времяпровождения. Негусто. Кстати, если забыли снять деньги с карточки – никто нам не виноват: банковские услуги имеются только в районном центре, за поездку туда на такси в оба конца придется выложить минимум тысячу рублей. Увы, дешевизной транспорта приграничные территории не отличаются: есть спрос – взлетят и цены.
Очень своеобразным «индикатором» прибытия поезда из Ясиноватой является длина очереди в туалет: между пограничными станциями Квашино и Успенская – санитарная зона, вагоны вакуумными системами не оборудованы, посему приходится потерпеть пару часов… В принципе, можно было бы ради удобства пассажиров возвести сооружение и с большей пропускной способностью: прилегающая местность наглядно свидетельствует о том, что в часы пиковой нагрузки имеющихся мощностей явно недостаточно.
Около половины первого пополудни начинается посадка на поезд Успенская – Ясиноватая. Показываем паспорт при выходе на перрон, ставим вещи на ленту интроскопа и идем в вагон. Там уже нас ждут пограничник и билетер. Весьма интересно выглядит новая раскраска состава: она почти не отличается от российской, и только круг с аббревиатурой «ДЖД» свидетельствует о его принадлежности.
То, что Донбасс нуждается в пассажирском железнодорожном сообщении с Россией, отмечалось не раз: одних автобусов уже недостаточно. Возить есть чем: значительную часть прежних вагонного и локомотивного парков в ДНР и ЛНР удалось сохранить, а недавно в Иловайск из России прибыли полдюжины электровозов переменного тока в дополнение к имеющимся. Также придется подготовить пограничные станции к увеличению пассажиропотока. Но основная проблема в другом: Украина не отказалась от претензий на оставшийся в Крыму и Донбассе подвижной состав, поэтому сейчас ведется поиск способов того, как обойти эти козни Киева. С тем же поездом, который нас повезет в сторону Донецка, таких проблем нет: заезд на пункт пропуска без дальнейшего следования вглубь территории пересечением границы не считается.
Расценки Донецкой железной дороги приятно удивят россиянина: билет из Успенской до Макеевки будет стоить всего 52 рубля. Столь низкая стоимость объясняется тем, что в ДНР строжайше запрещено повышать цены на социально значимый сегмент услуг ЖКХ, связи и транспорта.
На станции Квашино после проверки документов пограничниками и таможней ДНР поезд превращается в импровизированный рынок. Жители окрестных сел специально приезжают с молочными продуктами к его прибытию: пассажиры чаще всего при деньгах, цены на товар в полтора раза ниже донецких, поэтому торговля идет бойко и завершается быстро.
Рады помочь
Пассажиры этого поезда – народ общительный. И не только потому, что за разговорами время быстрее бежит: за годы войны взаимопомощь стала востребованным делом. Бывалые путешественники с удовольствием поделятся с новичками тонкостями искусства заполнения миграционных карт, подскажут, где лучше пересаживаться и как работает транспорт в том или ином городе. Хорошим тоном считается помочь сообщить о прибытии тому человеку, чей телефон не подключен к местной сети. Последнее стало весьма актуальным после января 2018 года: до этого у большинства жителей ДНР были пакеты украинской сети «Водафон», однако многомесячный блэкаут и резкое повышение Киевом цен на связь вынудили их перейти на местный «Феникс». Но если сим-карты «Водафона» можно было приобрести где угодно и без предъявления документов, то за «Фениксом» надо идти с паспортом на почту. Еще одним минусом «Феникса» является невозможность использования его в роуминге, за исключением разве что территории ЛНР.
Читатель наверное успел обратить внимание, почему мы берем билет до Макеевки: после Ясиноватой железная дорога проходит в непосредственной близости от линии фронта, поэтому поезда там не ходят. Ехать в саму Ясиноватую тоже нет смысла: все равно автобус в Донецк оттуда идет через Макеевку. Поэтому в 16:34 (поезда в ДНР редко когда отклоняются от графика) покидаем вагон и идем на остановку городского автобуса, идущего в центр Макеевки. Там нас ждет пересадка на Донецк, где мы окажемся около шести часов вечера.
На капоте автобуса, в который мы сядем на площади у макеевского вокзала, с большой долей вероятности будет красоваться шильдик с надписью «Донбасс». Эту машину собрали в Донецке, но к этой теме мы еще вернемся…
По материалам Информагентства «ДОН 24»