Проблемы ускоренного развития детей дошкольного возраста не новы. И те, кто хоть каким-то образом касался этих проблем, сразу же припоминают несколько фамилий, таких, как семья Никитиных – пионеров этого дела России.
Галина Лебеденко, воспитатель МДОУ «Ясли-сада №4 города Докучаевска, рассказывает о проблемах в развитии речи у дошколят, и как посодействовать родителям в быстром речевом развитии малышей.
Те, кто интересуется вопросами воспитания маленьких детей, наверняка знает их книги, что-то переняли для себя, с чем-то согласились, что-то с негодованием отвергли. Однако следует отметить, что фактически, кроме тех же Никитиных и их немногих последователей, никто не писал о специфических условиях и возможностях развития в семье. Проблема состоит в том, что современные родители впадают в две крайности – либо загружают свое чадо грудой информации,
и несистемными видами деятельности, и тем самым провоцируя у ребенка неврозы и заикания, либо, стремясь не перегружать малыша знаниями, не удовлетворяют его ранней любознательности. Из-за этого маленький ребенок скучает. В нашем обществе больше всего скучают малыши от полутора до трех лет.
Сверхпрочные и сверхсложные, разноцветные, пластмассовые игрушки развлекают их ровно 3 минуты. Коробка, в которую они упакованы, – четыре. Кастрюли в кухонном шкафу забавляют малыша гораздо более продолжительное время.
Но есть вещи, которые живо интересуют всех малышей: они прекрасно умеют переключать изображение на экране телевизора с помощью пульта ДУ и не устают повторять «алло» в трубку вашего телефона, нажимая на кнопки. Чего же можно требовать от ребенка, который вынужден все узнавать самостоятельно? Выхватывая на экране то, что предназначено для взрослых, он подбирает по крохам все, что может… Таков удел любознательности многих детей, которые сумеют «прочитать» частомелькающие в рекламе слова задолго до того, как учитель обучит их читать. Однако весьма вероятно, что по достижении срока обязательного обучения они утратят свой энтузиазм. Вот поэтому-то и необходимо удовлетворять любознательность малыша в тот момент, когда она у него появляется.
Эту задачу и должны выполнять увлеченные родители, воспитывая и обучая своих детей ненавязчиво, интересно, забавляя их. Забавляя, можно научить ребенка многому, в том числе активизировать и речевое развитие. Осмысленная речь – неоценимый подарок человечеству, ведь именно она отличает нас от всех остальных живых существ.
Лепечущий карапуз не только человеческий индивид, это студент, готовящий свою докторскую диссертацию. Не более и не менее! Во всяком случае, он заслуживает того же внимания и того же уважения. Всем известно, что ребенок будет говорить так, как говорят вокруг его. В зависимости от окружения он будет выражаться языком изысканным и отточенным, либо образным, перемежающимся жаргонными словечками, либо языком грубым и примитивным. Эти истины всем хорошо известны, но когда вы осознаете, что за первым лепетом скрывается систематический анализ вашей речи, то невольно делаете вывод, что и вам надо быть на высоте. Слова-паразиты, незаконченные фразы, грубые словечки и т.д. Итог не в вашу пользу…
Отсюда следует, что речь начинает развиваться уже при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до первого слова идет длительный процесс, который родители могут ускорить или замедлить.
Как же ускорить процесс речевого развития, не навредив тем самым малышу?
Предлагаем несколько советов:
1. Объясняйте ребенку все, что он делает, видит и слышит.
2. Рассказывайте короткие истории. Придумайте историю, например, о своей ноге, которая прячется в носке; о своей руке, которая гладит котенка, и др.
3. Детская речь – взрослая речь (точная и четкая). Разговаривая с ребенком, пользуйтесь и той, и другой.
4. Если ребенок плохо выговаривает отдельные звуки, ему нужно дать понять, что он говорит неправильно.
5. Совместный с ребенком просмотр мультфильмов. Поясняйте ему все, что происходит на экране.
6. Тактильная стимуляция: пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж.
7. Песенки, считалки, повторяющиеся куплеты. Все это нужно бесконечно напевать малышу, причем не в три года, а с самого рождения.
8. Контакт с книгой. Приучите вашего ребенка рассматривать вместе с вами книгу с картинками, при этом иллюстрации вы должны ему пояснить.
9. Объясняйте ребенку новые слова. Очень важно, чтобы ребенок постоянно узнавал новые и новые понятия. Это поможет ему приобрести привычку смотреть на мир шире. Дети очень любят заучивать слова, смысла которых они не понимают. Они ждут момента, чтобы услышать эти слова в другом контексте, и неизвестные понятия начнут обретать смысл. Наши предки были отчасти правы в том, что заставляли детей зазубривать молитвы. Истинный же смысл этих молитв постигался
в течение всей жизни.
10. Следите за своей речью, разговаривая с малышом, избегайте жаргонных и вульгарных слов. Не допускайте, чтобы ваша мысль выражалась туманно и неопределенно.
11. И основное – ваше отношение к ребенку и обращение с ним. Тот, кто с самого рождения своего малыша смотрит на него как на уже сложившееся человеческое существо, много и четко разговаривает с ним, знакомит его с окружающим миром, объясняет все, что происходит перед его взором; тот, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшие усилия и радуется самым незначительным успехам – такой человек уже сделал многое и главное для своего ребенка.
По материалам газеты «Наше время»