Интеграция с Россией и переход на российские стандарты во многих сферах жизни ДНР затрагивают и систему образования Республики. В 2020-2021 учебном году Министерство образования и науки ДНР ввело в школьную программу новые учебные предметы.
Среди них – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), «Индивидуальный проект» и «Россия в мире». О нюансах внедрения новых предметов в образовательную систему ДНР специалисты Донецкого Республиканского института дополнительного образования (ДонРИДПО) рассказали в интервью редакции сайта «Донецкое время».
ОРКСЭ: общечеловеческие ценности
В этом учебном году в школах Республики предмет ОРКСЭ введён в четвёртом классе, выбрать для изучения можно любой из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы
светской этики».
«Мы в своих рекомендациях обращаем внимание на то, что по выбору родителей (законных представителей) детям преподается один из этих шести модулей. Насколько мне сейчас известно, чаще выбирают «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Предмет, подчеркиваю, носит исключительно светский, культурологический характер. Основное внимание в модулях уделяется воспитанию детей и таким ценностям, как любовь, милосердие, отношение к злу. Ни один модуль не преследует цели вероучения», – рассказала методист отдела общественных дисциплин ДонРИДПО Оксана Хаталах.
Она подчеркнула, что для ведения этого предмета не привлекают священнослужителей и не практикуются экскурсии в храмы.
Несмотря на то, что в Донбассе проживают представители многих национальностей и вероисповеданий, в практике образовательного процесса конфликтов среди школьников на религиозной почве никогда не было.
«Индивидуальный проект»: новый подход
Для 10-11-х классов на курс «Индивидуальный проект» предусмотрен один час в неделю. Оценка в аттестат идет точно так же, как и по любому другому предмету. Как рассказала методист отдела управления образованием и аттестации Татьяна Гайманова, ученики в течение первого месяца выбирают тему исследования и под руководством консультанта готовят проект. В 11-м классе выпускники будут защищать разработанные проекты на школьной, городской или республиканской конференции. Заведующий отделом управления образованием и аттестации ДонРИДПО Сергей Галкин отметил, что курс «Индивидуальный проект» – это принципиальное новшество, которое кардинально меняет подход к образовательной деятельности.
«Мы обсуждаем не просто отдельный учебный предмет, мы говорим о глобальном подходе к новой познавательной сфере – научить ребенка исследовать окружающий мир в своих интересах», – сказал Галкин.
«Россия в мире»: не хватило учебников
Что касается курса «Россия в мире», то с его преподаванием возникли сложности. По словам Оксаны Хаталах, в Российской Федерации существует несколько вариантов изучения истории на уровне среднего общего образования.
«Один из вариантов предполагает изучение предмета «Россия в мире» вместо предмета «История». Применение такого варианта в школах Республики в текущем году связано с определенными сложностями – недостаточное учебно-методическое обеспечение нового курса. При этом должна отметить, что школа сама определяет, вводить новый курс в образовательную программу или нет», – сообщила Оксана Хаталах.