Итак, вы оказались дома с ребёнком и кучей задач. Первый порыв – стараться прожить это время так, как будто ничего не произошло. Чтобы обед по расписанию, уроки в срок, прогулки — как по выходным, а мультики только по 15 минут. Этот прекрасный план вряд ли сбудется.
Давайте не будем обманывать себя: «как обычно» не получится, потому что всё не как обычно. Обед, уроки, сон, режим – всё может стать другим, аварийным, неправильным. И это не повод переживать: для ребёнка такой режим – не только стресс, но и прекрасная тренировка, и прокачка эмоционального интеллекта. Самое главное: любые новые условия позволяют нам заново друг друга узнать, присмотреться, многое заметить и, в конечном счёте, освежить отношения с близкими.
В общем, предлагаем относиться к любой изоляции как к отличной возможности заново познакомиться со своими детьми. Да, придётся и кое-чем помочь, и подготовиться, и работу на дому никто не отменял – но при правильной расстановке сил это может дать вам много ценного опыта и необычных, ярких эмоций.
Подростки: лучше понять себя и друг друга
Чего боимся?
- Просидит весь карантин в своём гаджете
- Ребёнок вообще перестанет учиться, потеряет последнюю мотивацию к выполнению домашних заданий
- Придумает себе какую-то вредную идею, о которой я даже не узнаю, а мне же потом и расхлёбывать
Как решаем?
1. ПОИСК ПРИЗВАНИЯ
Во время карантина ребёнок в любом случае будет много времени проводить в Интернете – так почему бы не возглавить это безобразие? Попросите ребёнка написать десять (или больше) профессий, которые когда-либо в шутку или всерьёз вызывали у него интерес. Отведите по часу в день на то, чтобы ребёнок как можно больше узнал об одной из профессий, а затем расставил бы ей баллы от одного до десяти – например, по таким критериям: зарплата, безопасность, интересность, польза людям, польза себе, креативность, уникальность.
Сидя дома, вы сможете сделать уверенные шаги в области профориентации и к тому же создадите ещё одну тему для общего разговора на равных и не на бытовую тему.
2. ВСЁ ПО ГРАФИКУ
Подростку очень сложно не «рассыпаться» в условиях свободного графика, особенно, если он никогда раньше не учился дома. Не поленитесь составить очень подробный распорядок дня. Пусть в него будет включено всё то, по чему ребёнок скучает: домашняя версия тренировки по карате, шахматные турниры, общение с друзьями. Отведите время для уроков, а для гаджета создайте десятиминутки – в перерыве между математикой и спортом, работой над до- кладом или чем-то ещё.
3. ПОМЕНЯТЬСЯ РОЛЯМИ
Все дети старше десяти лет в чём-то да разбираются лучше родителей. По крайней мере, они больше знают об аниме и современной музыке, больше раз могут подтянуться, а, может быть, лучше «шарят» в технике и 3D-анимации. Попросите ребёнка стать вашим тренером на время карантина. Отведите время для занятий, поставьте себе цель, позволь- те ему быть наставником. Это очень полезная терапевтическая практика, которая приносит много пользы и ребёнку, и вам, и контакт между вами укрепляет, и позволяет родителям оценить, насколько выросли их дети.
В результате: сидение в Сети отчасти взято под контроль, внесён вклад в дальнейшее образование и карьеру ребёнка, с родителя сбита «корона», не позволяющая общаться открыто и доверительно.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕРЕРЫВЫ НА «СЕМЕЧКИ» ВРОДЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И СОЦСЕТЕЙ
- Поставить напоминания на телефон, причём не только о начале десятиминуток, но и об их окончании. Можно пошутить, поставить на начало очень счастливую мелодию, а на конец, например, фрагмент «Пятой симфонии Бетховена»
- Повесить график работы на дверь или стену рядом с рабочим местом ребёнка, пометив перерывы как «Выгул смайликов» или «Любимый телефончик»
Анна Савон, газета «Родина»
При подготовке использовались материалы доктора психологии, эксперта по развитию эмоционального интеллекта Виктории Шиманской