В структуре Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики работает учреждение, аналогов которому нет ни на Украине, ни в России. Это государственное учреждение дополнительного образования «Республиканский центр дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей и взрослых» (РЦС), который был создан по распоряжению первого Главы ДНР Александра Захарченко в 2016 году. Главная цель РЦС – социально-психологическая и бытовая реабилитация инвалидов по зрению. С момента создания в РЦС обратились более ста человек.
Обучающимися РЦС могут стать лица с нарушением зрения старше 16 лет. «Особенно актуальна работа центра для лиц, потерявших зрение во взрослом возрасте, у них происходит полная дезориентация как в бытовом, так и в социальном плане, зачастую сопровождающаяся депрессией, так как слепота является одной из тяжелейших форм инвалидности», – пояснила директор РЦС Оксана Григорьевна Ниронова.

Учреждение находится по адресу: улица Артема, 74 (район площади Ленина). Специалисты центра проводят занятия как с поздноослепшими, так и инвалидами детства по разным направлениям, все услуги бесплатные.
Важность Брайля
Знакомимся с Игорем Николаевичем Гобжилой. Он сам, являясь инвалидом по зрению 1-й группы, обучает рельефно-точечному шрифту по системе Л. Брайля и самостоятельной ориентировке в знакомом и незнакомом пространстве с помощью белой трости.
«Игорь Николаевич потерял зрение в детском возрасте, но это не мешает ему вести активный образ жизни, самостоятельно путешествовать, вести домашние дела, иметь высшее образование, быль квалифицированным специалистом и помогать другим. К этому должен стремиться каждый», – рассказывает директор.
С помощью шрифта Брайля можно прочесть надпись на лекарствах, записать номер телефона, прочесть информационные таблички в общественном транспорте и объектах инфраструктуры. Овладение чтением и письмом методом Брайля просто необходимо тем, кто планирует продолжить свое обучение, так как скорость чтения и письма по Брайлю сопоставима со скоростью чтения и письма обычным способом.
«Хочу отметить нашего обучающегося Александра. Ему 42 года, он бывший военнослужащий, во время выполнения боевого задания получил минно-взрывное ранение, в результате которого ослеп. Обратился к нам в центр в 2019 году, изучал шрифт Брайля и ориентирование. Осенью 2021 года приступил к обучению по специальности «медицинский массаж» в Санкт-Петербурге», – сказала директор центра.
«Мы сделали мониторинг учебных заведений ДНР и Российской Федерации относительно того, какие профессии есть для инвалидов по зрению. В зависимости от способностей и интересов человека мы помогаем подобрать учебное заведение. Это задача нового направления, которым мы занимаемся», – сказала Оксана Григорьевна.
Стремление к самостоятельности
Занятия у психолога РЦС Юлии Александровны Горячун проходят в форме тренингов, игр и консультаций. В ходе общения с психологом человек может без стеснения поговорить о своих страхах и тревогах, снять эмоциональное напряжение, улучшить психологическое состояние.

«Когда недуг внезапно настигает человека, начинается неприятие. Отрицание – это нормальная психологическая реакция. Нередко слышу от людей: «Мне это ни к чему, я не возьму трость, мне это не поможет, – говорит Юлия Александровна. – Здесь приходится работать индивидуально».
«Результаты обучения во многом зависят от психологического настроя. Мы часто ставим в пример Игоря Николаевича», – говорит психолог.
Также Юлия Александровна ведет еще один жизненно важный курс – домоводство. «Задача курса – восстановить или сформировать у обучающихся жизненно необходимые навыки, позволяющие людям быть самостоятельными в быту, содержать в порядке жилье, одежду, следить за своим внешним видом, рационально питаться», – поясняет Ю. А. Горячун.
«На занятиях по домоводству обучающиеся учатся вслепую вести домашнее хозяйство, ориентироваться в домашней обстановке, взаимодействовать с различными службами социальной сферы и сферы обслуживания, – говорит Юлия Александровна. – Все получится. Постепенно, поэтапно, но обязательно получится».
Проект «Универсальный мобильный помощник» реализует лично директор О. Ниронова, он направлен на обучение инвалидов по зрению работе с мобильной техникой невизуальными средствами контроля, знакомит с приложениями для слепых и слабовидящих, помогает научиться использовать компенсаторные возможности современной мобильной техники.
Досуг с пользой
Также в РЦС работает Лариса Витольдовна Саевич (инвалид 1-й группы по зрению), член Международного союза писателей и мастеров искусств, член Союза писателей и Союза журналистов ДНР, эксперт по вопросам доступности и инвалидности. Она ведет курс «Социализация и интеграция инвалидов в общество» и обучает ориентированию. На занятиях Л. Саевич обучающиеся работают по преодолению комплекса инвалида, активизируют жизненную позицию, изучают законодательство, участвуют в социокультурной и спортивной жизни Республики.
На международном молодежном фестивале-конкурсе поэзии и поэтических переводов «Берега дружбы» в Таганроге обучающаяся Ирина Степанюк и ее наставник Л. В. Саевич стали финалистами конкурса, а на Алехинских чтениях, организованных Курской библиотекой для слепых, Л. В. Саевич была удостоена Российской литературной премии имени В. С. Алехина.
Курс «Основы здорового образа жизни» ведет Ирина Николаевна Кочкина. Здесь рассказывают людям о правилах безопасного поведения, правильного питания, профилактике вредных привычек. В хорошую погоду обучающиеся центра ходят на спортплощадку на набережной реки Кальмиус.
Далее «Вечерка» знакомится с Василием Федоровичем Меренковым (инвалид 2-й группы по зрению, КМС по шашкам, руководитель вокального кружка и кружков шашек, шахмат). В октябре 2021 года команда спортсменов из ДНР приняла участие в XIX Международных соревнованиях среди лиц с ОВЗ «Сочи-2021». Одним из спортсменов, представляющих Республику, был Василий Федорович, который занял первое место в соревнованиях по шашкам. «Состязания были сложными, – говорит собеседник «Вечерки». – Участников международного турнира было много. Мне выпало сразиться с представителями Белоруссии, Казахстана и России».
Игра в шашки и шахматы позволяет развивать абстрактное мышление и пространственную ориентацию, способствует развитию логического и аналитического мышления, укрепляет память, развивает внимание.
Есть контакт
Вместе с отзывчивой и доброй Юлией Владимировной Дрюченко обучающиеся РЦС занимаются декоративно-прикладным творчеством и знакомятся с историей родного края.

В 2021 году к празднику Пасхи в Донецкой городской центральной библиотеке Юлия Владимировна провела мероприятие «Славянская писанка». Гости мероприятия познакомились с историей и видами росписи писанок, традициями, связанными с праздником Пасхи в русской культуре и православии, а также расписали писанки из папье-маше, подготовленные с учетом особенностей обучающихся с инвалидностью по зрению.
Но это еще не все, потому что с Юлией Владимировной можно также освоить нарды.
Кроме учебной программы, РЦС занимается организацией досуга обучающихся, посещением театров, музеев, участием в спортивных и творческих конкурсах. В РЦС помогают незрячим увидеть свой потенциал.
Виктория Лев, газета «Донецк вечерний»