Сегодня поговорим о традиционно русских музыкальных инструментах, через которые в полной мере раскрывается загадочная русская душа. Материал подготовлен специалистами отдела образования городской администрации Енакиево.
Гусли
Древнерусский по происхождению струнный щипковый музыкальный инструмент, известный по крайней мере с XI века. Гусли родственны античным арфе, кифаре и лире, а также финскому кантеле — то есть древнейшим струнным инструментам. По форме гусли бывают крыловидные, шлемообразные, лирообразные и прямоугольные стационарные.
На гуслях играли герои русских былин: купец-гусляр Садко, богатырь Добрыня Никитич и купец Соловей Будимирович. Также гусляром был древнерусский певец и сказитель XI—XII века Боян (Баян), персонаж «Слова о полку Игореве».
Балалайка
Самый знаменитый в мире русский народный музыкальный инструмент. Имеет корпус треугольной формы и три струны. Характерным приемом игры на балалайке является бряцание — удары пальцем по всем струнам одновременно. Происхождение слова балалайка связано со словами балакать, балабонить, балаболить, балагурить. Все это отражает характер балалайки как инструмента легкого, забавного и не очень серьезного.
Известна с конца XVII века (первое письменное упоминание – в 1688 году). Возможно, происходит от азиатского струнного щипкового инструмента — домбры. Уже при Петре I балалайка была очень популярным и широко известным инструментом. В конце XIX века музыкант Василий Андреев — создатель первого русского оркестра народных инструментов — превратил балалайку в концертный инструмент и ввел так называемый «академический» строй игры на балалайке. С тех пор балалайка начала триумфальное шествие по концертным площадкам не только России, но и всего мира.
Как правило, на слушателей производит большое впечатление скорость игры на балалайке и насыщенное бренчанием звучание, а также то, что зачастую балалаечники играют на своем, казалось бы, простом и несерьезном инструменте весьма сложную и серьезную музыку, которая довольно необычно звучит в балалаечной аранжировке.
Семиструнная гитара
Как шестиструнная акустическая гитара стала символом Испании и испаноязычных стран, так и семиструнная гитара считается символом России (она также известна как русская гитара). Появилась семиструнка в конце XVIII века, когда ее популяризовал гитарист-виртуоз чешского происхождения Андрей Сихра, предположительный изобретатель данного инструмента. Особенно семиструнная гитара распространилась в среде русских цыган и мещан. На такой гитаре играли многие барды конца XX века, в их числе Владимир Высоцкий, супруги Никитины, Булат Окуджава.
С 1947 года семиструнные гитары в СССР производила фабрика музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского. Цена гитары составляла 17 рублей 50 копеек.
Гармонь и баян
Язычковый инструмент с мехами был разработан, предположительно, чешскими мастерами в конце XVIII века, и получил небывалое распространение в Германии. Под названием «Гармоника» он попал и в Санкт-Петербург. Инструмент прижился в России и стал частью народной музыкальной традиции. Для широкой публики делали доступные гармони с упрощенным звукорядом. У некоторых звук при сжатии мехов отличался от звука при растяжении. Впоследствии — в конце XIX века — начали делать и гармони с полным звукорядом, одну из них назвали «Баян». В 1907 году петербургский гармонный мастер Петр Стерлигов пошутил насчет известного тогда крейсера «Баян»: «Я строю свой „Баян“». Так и стали называть этот инструмент, рассчитанный уже на профессиональных музыкантов, а не на уличных исполнителей. Баяны за счет плотно скомпонованной клавиатуры захватывают порядка шести октав.
Гармонь вплоть до середины XX века была главным уличным музыкальным инструментом, как в наше время гитара. В ходе Великой Отечественной войны на фронт отправили не менее 70 тысяч гармошек; песни под гармонь на привалах были непременным атрибутом армейского быта.
Источник: газета «Енакиевский рабочий»