Экономисты с дипломами о высшем образовании наращивают ногти, выпускники юридических вузов находят себя в торговле, а дипломированные психологи зарабатывают деньги на хенд-мейде. Специфика сегодняшнего времени такова, что огромное число людей (по некоторым данным до 70%) ни дня в жизни не работают по специальности, получают диплом, кладут его на полку и зарабатывают деньги совершенно иным способом.
Как научиться слышать себя и вовремя распознавать свои таланты, чтобы выбрать профессию по душе? Об этом и многом другом нам рассказала психолог, специализирующимся на теме профориентации, Наталия Мелешкина.
— Согласно статистическим данным, 67% жителей стран постсоветского пространства работают не по полученной специальности. Какие главные ошибки мы совершаем при выборе профессии?
— Ошибки основаны на стереотипном восприятии жизни, незнании себя, своих сильных сторон и желании, чтобы кто-то за тебя сделал выбор. Одна из ошибок – относиться к выбору профессии по принципу «однажды и на всю жизнь».
Поколение нынешних 40-50-летних людей пережило несколько сложных периодов в истории нашей страны, в результате многим пришлось сменить профессиональный вектор. Что было бы с ними, если бы они не проявили гибкость и предприимчивость? Сегодня профессии быстро устаревают, тому есть множество причин.
Еще одна ошибка – выбирать профессию «за компанию»: «Друг поступает в медицинский, и я туда поступлю». Иногда такой вариант неплох, в компании учиться проще и веселее, а там и выбранная специальность может понравиться. Но иногда все может сложиться с точностью до наоборот. Также, выбирая будущую профессию, важно не переносить свое отношение к конкретному человеку на профессию. В жизни подростка может появиться авторитетный взрослый. И подражая ему в выборе профессии, в результате можно испытать разочарование.
Также нельзя отождествлять с будущей профессией любимый учебный предмет в школе. Профессий около 7 тысяч, а школьных предметов сколько? Если любимый предмет – иностранный язык, выбор не должен ограничиться одной лишь профессией переводчика. Ошибка, которую допускают многие, — ориентация сразу на профессии высокой квалификации. Подниматься по карьерной лестнице необходимо шаг за шагом. Хороших результатов достигает тот, кто успешно прошел все начальные ступени.
Неплохо определиться и с тем, какой вид карьеры ближе – вертикальный или горизонтальный. Вертикальный вид карьеры хорош для людей с управленческими способностями. Людям, больше ориентированным на приобретение экспертности, подойдет горизонтальный тип. Немаловажный фактор: будущий вид профессиональной деятельности должен быть основан на интересе! Он должен вдохновлять!
— На работе мы проводим огромную часть времени. Чем чревато для психики занятие в течение существенной части жизни нелюбимым делом?
— Эмоциональным выгоранием, отсутствием результатов в работе, разочарованием в себе и своих силах, отсутствием наиважнейшего ощущения: «Счастье — это когда утром хочется пойти на работу, а вечером — домой».
— С какого возраста можно начинать заниматься профориентацией ребенка?
— На самом деле, профориентационный процесс начинается с раннего детства. Еще во время дошкольной подготовки родители стараются увидеть в своем малыше черты будущего танцора и водят на танцы (гимнастику, фигурное катание и т. д.), полиглота (начинается английский с пяти лет), спортсмена, художника.
Часто задают вопрос: как заранее понять, что действительно пригодится, а что нет? Отвечаю: никак. Надо водить на разные занятия. Это опыт изучения вами своего ребенка, а ребенком самого себя! Заранее предугадать невозможно, что в будущем даст плоды. Стив Джобс, например, посещал курсы каллиграфии, а потом использовал это в создании своих шрифтов.
Наблюдая за своим ребенком, пытайтесь понять, что его интересует, что у него лучше всего получается, а что, наоборот, его раздражает. Продолжайте водить его на те занятия, от которых у него горят глаза, где его хвалит преподаватель. Это и есть самая первая профориентация!
— На ваш взгляд, нужен ли в школе предмет, который помогал бы определиться с будущей профессией?
— Нужен обязательно. Такой курс позволит подросткам лучше изучить свои сильные стороны и таланты. Понять, как связаны школьные предметы с будущей профессией. Очень интересен в этом смысле опыт Японии. Они используют метод «Профессиональные пробы» Асия Фукуямы. Подобной системы профориентации не существует ни в одной другой стране мира. Начиная с 7 класса каждый школьник здесь в
обязательном порядке пробует 16 разных профессий! И выясняет, насколько характер работы соответствует его типу личности и способностям. На основе полученных результатов разрабатывается индивидуальный план обучения.
А как у нас? Радует, что, например, в России стартовала реализация серии масштабных проектов по профориентации детей и молодежи. В том числе это создание высокотехнологичных детских техно-парков «Кванториум». Сейчас функционируют 89 таких технопарков в 62 регионах страны. Также запускаются другие профориентационные проекты.
— Многие люди и в зрелом возрасте не могут определиться, кем бы они хотели быть в профессиональном плане. Мы не умеем слышать себя?
— Вы очень верно начали отвечать на вопрос. Мы действительно не умеем слышать себя. Нас этому просто не учат. А становясь зрелыми людьми, приобретая жизненный опыт, люди вдобавок ко всему получают еще и страхи по поводу потери своих позиций, понимают сложность карьерных переходов по времени и затратам, думают, что уже поздно переучиваться и искать что-то другое, даже если понимают, что ошиблись.
— Как вы относитесь к тому, что учиться надо всю жизнь и что профессий должно быть несколько?
— Очень положительно отношусь. Время, в котором мы живем, Стефан Гаррос, доктор поведенческих наук, назвал «VUKA» — неопределенное, нестабильное, неоднозначное и сложное! Поэтому необходимо не то что владеть несколькими профессиями, а знать свои сильные стороны, чтобы вовремя быть готовым к меняющимся социальным условиям. Учиться, развиваться, жить в ногу со временем – это залог вечной молодости. Новые времена требуют новых людей.
— Существуют ли методики, которые можно применить на практике, чтобы выбрать свою будущую профессию безошибочно?
— Есть множество подходов и методик. Пройти все невозможно, да и ненужно. Личность человека развивается постоянно, узнает сама себя, сталкиваясь с вызовами среды. Я дала бы такую рекомендацию молодежи – пройти технологию профориентации несколько раз, каждый раз усиливая коучинговую составляющую и уменьшая диагностическую. Коучинг работает с постановкой целей и повышением эффективности человеческой жизни, учит управлять своей жизнью, понимать, чего хочет человек и как он может добиться желаемого.
— Как специалист по профориентации, вы, наверняка, проводите мониторинг рынка занятости. Какие профессии будут пользоваться наибольшим спросом в ближайшее время?
— Будущее за специалистами в области «H2H». Это сокращенная формула от «Human2human» — если перевести дословно, то это модель отношений «человек для человека». Эту тенденцию подхватили частные практики, фрилансеры, представители мелкого бизнеса, у которых общение с клиентами идет очень близко. Сейчас именно на личное общение делается ставка. Также будет востребован квалифицированный средний медицинский персонал, квалифицированные представители рабочих специальностей.
— Согласитесь, это очень обидно – пять лет потратить на учебу в вузе и понять, что выбранное дело не твое. Если так случилось, что посоветуете?
— Сердцу не прикажешь, полюбить умом невозможно! Можно найти компромисс в виде функциональной роли. Например, вы — человек с сильными функциями контроля или организаторско-управлеченской функцией. Практически в любой области такие люди могут найти себе работу по душе!
Можно также попробовать перефокусировать свой опыт. Главное — осознать, что именно не устраивает в работе, и попытаться понять, как можно изменить ситуацию максимально безболезненным путем, верно оценить свои ресурсы в виде материальных затрат, способности и желания переучиваться. Совсем необязательно учиться заново в институте, можно повысить свою квалификацию в смежной области. Всегда есть варианты.
Признаки способностей по разным сферам деятельности :
1. Интеллектуально-познавательные
Малыш задает много вопросов о мире, ищет ответы сам, задает неожиданные вопросы, умеет проводить не очевидные взаимосвязи между явлениями. Ребенок наблюдателен, любит сочинять истории, выдумывать рассказы по рисункам.
2. Артистические
Ребенок с удовольствием выступает перед большой аудиторией. Не стесняется. Придумывает костюмы на свои выступления. Заменяет слова мимикой, жестами. Очень эмоционален.
3. Технические
Малыш любит возиться с конструкторами, не только собирать по схемам, но и сам придумывать новые решения. Усидчив, аккуратен. Проявляет интерес к технике, ее устройству, делает попытки узнать, как все устроено.
4. Спортивные
Ребенок-непоседа. Он все время двигается. Активный участник подвижных игр. Быстро улавливает основные моменты игры, стремится обогнать всех. Не боится никаких преград на пути. Хорошая координация движения, умение держать равновесие, высокий болевой порог.
5. Художественные
Предпочитает краски, пластилин, умеет выдумать сюжет, играет с цветами, любит выражать эмоции через цвет. Видит красоту во всем. Наблюдайте за своим ребенком, развивайте его задатки, ведите дневник наблюдений – это огромное подспорье в будущей профориентации.
По материалам газеты «Макеевский рабочий ДНР»