Новый год – единственный праздник, который отмечается во всех странах мира, правда в разное время. В канун нового, 2021 года «Вечерка» попросила рассказать руководителя археологической группы Донецкого национального университета Александра Евглевского о свидетельствах того, что этот праздник отмечали в древности, в том числе и на территории нашего края.
ДРЕВНИЕ КОРНИ ПРАЗДНИКА
– Александр Викторович, есть ли какие-нибудь археологические свидетельства о праздновании Нового года в древности или в Средневековье? Где и когда стали праздновать наступление Нового года?
– Археологические факты свидетельствуют если не о праздновании Нового года, то о цикличных обрядовых церемониях, которые можно отнести к третьему тысячелетию до нашей эры. Во всяком случае, вся жизнь древнего человека напрямую была связана с природными явлениями, прежде всего с периодами солнечной и лунной активности. Поэтому точкой отчета Нового года считалось начало полевых работ или сбора урожая. Но из-за разных климатических поясов начало такого отчета было различным.
В Древнем Египте начало года было приурочено к разливу Нила в начале сентября. Ведь только разлив реки гарантировал урожай в засушливых землях. А в Месопотамии началом года и одновременно началом нового земледельческого цикла считался период пребывания воды в руслах рек – Тигра и Евфрата.
Современное человечество, как известно, ведет отчет Нового года с 1 января 46 года до н. э. – благодаря римскому императору Юлию Цезарю. Окончательно же празднование Нового года с 1 января закрепилась в Европе в XVIII веке. В Россию эта традиция пришла к началу 1700 года при Петре I.
А в Монголии считают, что Новым годом (хуралом) управляют Солнце и Луна, поэтому отмечают его дважды в год. Первый раз – 31 декабря, когда детей поздравляют Снегурочка и Дед Мороз, который, в отличие от нашего, наряжается в костюм скотовода-арата – надевает мохнатую лисью шапку и берет в руку вместо посоха длинный кнут. В кармане же у него лежат не конфеты, а огниво, кремень и табакерка. Однако более важное значение монголы придают Новому году по лунному календарю. Это Цаган Сар (Белый месяц), который отмечается чаще всего на второй неделе февраля. В этот период проводится обряд очищения (Гутор) – как жилища, так и души человека. Начало празднику положил в 1206 году Чингисхан.
ДЕНЬГИ КАК ПОДАРКИ
– У всех народов существует традиция раздачи новогодних подарков. Помимо всего прочего, дарят и деньги. Так повелось с древних времен?
– Да. Причем в древности нередко осыпали не какой-нибудь мелочью, а серебряными монетами. В Средневековье в мусульманских государствах существовала традиция раздачи специально отчеканенных под Новый год монет всем явившимся к резиденции правителя для новогодних поздравлений. А чтобы они отличались от обычных монет, на них изображали двенадцать различных животных, соответствующих тому или иному месяцу восточного календаря.
Например, сельджукиды (огузы-тюрки на Ближнем Востоке) в XIII веке к началу Нового года выпускали монеты со знаками зодиака. Так, Кей Хосров II (1236–1245) под самый Новый год (в июле) приказал выбить монеты с изображением льва и солнца. Они чеканились в мусульманские годы хиджры (далее – г. х.) с 638 по 641 (1240/41–1243/44 гг.). По традиционным представлениям, берущим начало в Древнем Двуречье и дожившим без изменений до наших дней, в этом месяце Солнце находилось в созвездии Льва. Современная легенда объясняет изображение на новогодних монетах сельджукидов льва и солнца тем, что Кей Хосров II якобы пожелал разместить на них изображения горячо любимой им жены Тамары – дочери грузинской царицы Расудан, но против этого выступили мусульманские богословы. Тогда он решил поместить на монетах свое символическое изображение в виде льва, а в образе Солнца – Тамару. Это, конечно, красивая сказка.
Не менее интересна и сельджукская монета с изображением сфинкса, стреляющего из лука в голову дракона, которой заканчивается его хвост. Она была отчеканена в городе Маридине в 599 году хиджры, который по нашему календарю начинался 20 сентября 1202 года. Основатель Османского государства Осман I (1299–1325) в 1315 году к началу Нового года, посвященного зайцу (согласно тюркскому календарю), выбил медные монеты с изображением этого животного. А в XIX веке в Коканде (Средняя Азия) была выпущена монета с надписью «новогодняя».
– Но ведь на мусульманском Востоке запрещено изображать не только людей, но и животных.
– Не всегда такой запрет соблюдался строго. Даже глубоко верующие мусульмане в определенных ситуациях нарушали запреты. Мне в странах Востока в некоторых деликатных ситуациях приходилось слышать от коллег-мусульман фразы типа «Аллах не видит так далеко». Мудрые правители Востока находили компромиссные решения, ведь надо же было иногда подбадривать подвластное население. Более того, однажды арабский халиф ал-Мутавакил (847–861) отчеканил для новогодней раздачи миллион серебряных дирхемов.
НОВОГОДНИЕ МОНЕТЫ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
– Имеются ли археологические или нумизматические свидетельства того, что в древности и на землях современного Донецкого края отмечали Новый год?
– Первые косвенные свидетельства, связанные с Новым годом, относятся к эпохе Золотой Орды, в состав которой в Средневековье входила и территория нынешнего Донбасса. В период правления хана Узбека в Орде функционировали астрономические обсерватории, в которых как минимум определяли точки равноденствий и солнцестояний. Так, при раскопках Нового Сарая (Царевское городище под Волгоградом) были найдены фрагменты бронзового квадранта, принадлежавшего одному из звездочетов, вероятно исполнявшему должность определителя времени молитв. Там же обнаружены и фрагменты другого астрономического инструмента – астролябии.
Кстати, именно кочевники Центральной Азии первыми в Евразии разработали календарную систему, откуда та стала распространяться по всему цивилизованному Востоку, в частности в Китай, Японию, Индию и другие страны.
Есть также нумизматические свидетельства того, что в Золотой Орде чеканили монеты к Новому году. Они ходили и в нашем крае. Некоторые из них датированы теми годами хиджры (мусульманского года), когда соответствующий знак зодиака являлся визитной карточкой Нового года. Это, например, несколько разновидностей медных монет 737 мусульманского года хиджры с изображением льва, символизирующего созвездие Льва, выбитых в столице Орды – городе Новый Сарай, который находился на Волге. В том же году хиджры выбита и монета с изображением солнца в клешнях рака, символизирующего созвездие Рака. А в городе Хаджи-Тархане (современная Астрахань) на новогодней монете 787 г. х. был изображен кувшин с чаркой (знак Водолея).
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ
– А Рождество Христово в Золотой Орде отмечали?
– В XIII–XIV веках на ее территории большую активность проявляли католические миссионеры. Там даже существовали монастыри, храмы и католические миссии. По крайней мере, известны две монеты с христианской символикой. На одной из них, выбитой в городе Болгар, что на Волге, изображена сидящая женщина, на коленях которой – младенец с косой. Тогда была распространена такая каноническая иконография Богоматери с Христом. Вторая монета отчеканена в Хаджи-Тархане. На ней изображены осел и бык, склонившиеся над кормушкой-яслями, а над ними видна Вифлеемская звезда.
А вот о монетах с православной рождественской символикой в Золотой Орде мне ничего не известно, хотя в ее столице – городе Сарай – была православная епархия.
Беседовал Сергей ГОЛОХА
Газета «Донецк вечерний»