На занятия по немецкому языку набралась довольно-таки «разношерстная» группа, как по возрасту, так и по роду деятельности. Рядом со мной сидела совсем молоденькая девушка, которая весьма бойко изъяснялась по-немецки. «Ура!», – подумалось мне – «стану повторять за ней, и, может быть, проскочу сессию «автоматом». Нашим первым заданием было рассказать о себе, и об одном своём дне.
Пока я пыталась согласовать знакомые мне слова с предлогами и организовать всё это в простейшие фразы, моя соседка начала свой рассказ. Уже после её третьей фразы я удивлённо посмотрела на неё, а преподаватель переспросила: «Ваш день начинается в три утра, Вы верно называете время? Не в шесть?». «Да, я верно назвала время своего начала дня. Мой день начинается в три утра», – продолжала отвечать девушка по-немецки. Даже моего школьного уровня, спасибо дорогой учительнице Новиковой Людмиле Николаевне, вполне хватало, чтобы понимать сказанное. «Кем же Вы работаете?!» – удивлялась преподаватель. «Я водитель трамвая», – прозвучал ответ. Водитель трамвая для меня настоящая экзотика, и, похоже, не только для меня, потому как после занятия мы просто забросали нашу сокурсницу вопросами. Её рассказ был действительно интересен, эту профессию выбирают исключительно по фанатичной любви, иначе нельзя – выгорание обеспечено, очень высока эмоциональная нагрузка. Теперь о рабочем дне водителя трамвая.
Друзья мои! Они, водители трамвая, реально просыпаются в три утра, ну, максимум в 3:10. Да я ложусь спать не раньше двух, а они в три уже на ногах! А в 3:20 уже нужно завтракать. Организм же ещё спать должен, а ты в него пытаешься бутерброд с чаем отправить. В 4:00 извольте уже спешить по пустым и тёмным улицам к трамвайной остановке, откуда вас будет забирать дежурный трамвай, и это при том, что комендантский час никто не отменял. В 4:45 трамвай привезёт утреннюю смену водителей в депо.
Доброе утро диспетчеру! Предъявляем документы, берём путевой лист, обязательно проходим медицинский осмотр. Тест на алкоголь обязательная составляющая медицинского осмотра. Енакиевские водители трамвая самые трезвые водители в мире! Получаем талоны, проверяем экипировку, предрейсовый инструктаж и пожелание доброго пути от диспетчера. Вперёд! Нас ожидает трамвай! Трамваи стоят в депо на осмотровых канавах, где ночью им проводят ежедневный осмотр и производят необходимый ремонт, уборку салона, обязательную регулировку тормозов. Водитель внимательно осматривает трамвайный вагон на отсутствие повреждений, проверяет работу тормозной системы, уровень заряда аккумулятора. А вы знали, что у енакиевских трамваев три вида тормозов, и если хоть один из них не работает – трамвай не выедет на линию. Проверяется работа фар, освещение салона, звуковой сигнал, компостеры и наличие сухого песка. Вот уже включено отопление в кабине, и через 10- 15 минут станет тепло и уютно. Водитель делает уборку в кабине, уборщику вагона запрещено заходить в кабину водителя. На сидение наброшена накидка, под руками холодный металлический пульт управления приводом дверей и звуковым сигналом, его также покрывают небольшим ковриком. Двух одинаковых нет – у каждого водителя свой дизайн. Теперь тепло и совсем уютно, есть несколько минут до выезда и можно выпить свой кофе из термоса.
Один за другим звучат звонки – трамваи отправляются на линию. Сегодня у нас маршрут №1, и ровно в 5:22 вагон покинет территорию депо, чтобы отвезти рабочих на завод, детвору в школу, бабулек на рынок.
Весна ещё не вошла в свои права. По утрам холодно и сыро. Трамвай буксует, а это вредно для двигателей, посыпаем рельсы песком и продолжаем движение. Поехали! Только недолго ехали: на перекрёстке на рельсы выскакивает автомобиль. Выбор у нас невелик: применить экстренное торможение и уронить пассажиров в вагоне или стукнуть раззяву на чёрной Мазде. На решение мгновение. Пассажиров в салоне не много и все они сидят. Экстренное торможение. Трамвай остановился в 10 сантиметрах от автомобиля. Водитель Мазды мгновенно приходит в себя и быстренько исчезает с перекрёстка. Сегодня ему повезло и вот почему: трамвай без пассажиров весит 18 тонн, тормозной путь при скорости 40 км/час – 21 метр при экстренном торможении (это когда пассажиры в салоне падают, ударяются, рвут одежду и сумки), и 45 метров при служебном (обычном) торможении. Это при сухих и чистых рельсах. Зимой и в непогоду смело умножайте эти расстояния на два. Иногда даже экстренное торможение не уберегает от аварии, тогда водитель автомобиля в учшем случае оплатит ремонт и покраску трамвая, а в худшем – его авто уедет на эвакуаторе. И долго будет автомобилист орать, что трамвай виноват, но в ГАИ окажется, что трамвай-то как раз и не виноват, а автомобилист правила позабыл. Исключения бывают, но редко. Так что просьба, уважаемые автомобилисты, не швыряйтесь под трамвай, берегите себя и свои автомобили. Кстати, исчезать с места ДТП тоже смысла нет – работники ГАИ вас однозначно найдут, только себе дороже будет.
А нам уже пора отправляться с конечной остановки, всё же мы ездим не как пожелаем, а по расписанию. На одной из остановок нас ожидает бабуля – Божий одуванчик, подле неё стоит внушительного вида тачка-кравчучка. Только ноги у бабули совсем уже не сгибаются, поэтому бабулю затаскивали всем миром минуты две, да ещё и с неподъемным грузом. Куда подевались бравые тимуровцы? Некому помочь пожилому человеку принести продукты из магазина. На следующей остановке нас ожидает целый класс подростков. Они шустренько упаковываются в вагон, и салон наполняется весёлым гулом. Едем дальше. На Калинина ломается и не открывается вторая дверь. Звонок диспетчеру – через 20-25 минут здесь же нас будет ожидать оперативная ремонтная бригада и дверь сделают. Пока работаем на одну дверь. Толпа подростков дружно с шуточками покидают трамвай. Причём бравые тимуровцы весело выгружают и бабку, и её тележку. Интересно, бабке тут выходить или её волной вынесли?
На пути на Красный Городок вообще уникальная картина: водитель автобуса маршрута №15, следуя в центр, несмотря на то, что трамвай уже поднимается вверх от остановки «стадион Металлург», нагло останавливается на нашей трамвайной остановке и большая часть пассажиров увозится им. Такое тоже случается… «Спасибо, дочка! Вот и доехали!», – слышу за спиной. Это дедушка, он часто ездит в поликлинику на процедуры. За этим звучит ещё несколько благодарностей – наши горожане, в большинстве своём, добрые и воспитанные люди. Это приятно.
До конца смены несколько минут, на остановке «ул. Калинина» сменщик уже готовится принять наш вагон. Отработали практически без приключений. Передаю трамвай, рассказываю об обстановке на линии. Смена окончена, отработали безаварийно. Я водитель трамвая – лишь крошечный винтик в большом живом механизме нашего города. Моя работа важная и необходимая. Завтра снова в путь! Записано из рассказов водителей трамвая города Енакиево.
Мята ПЕРЕЧНАЯ, газета «Енакиевский рабочий»