Потребитель — физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается заказать, или приобрести товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
1. Внимательно ознакомьтесь с информацией о работе (услуге): в документации, прилагаемой к работам (услугам), на этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов работ (услуг).
Информация о работе (услуге) должна быть полной и достоверной, на русском или украинском языках.
2. Перед выполнением работ (оказанием услуг) всегда просите исполнителя предоставить вам документы, подтверждающие его полное наименование, как субъекта хозяйствования и право на занятие этой деятельностью.
3. Внимательно читайте договор, когда заказываете какую-либо работу (услугу).
Многие условия предоставления услуги не регулируются законодательством, а определяются договором (например, сроки выполнения работы (исполнения услуги), потребительские характеристики результата работы (услуги).
У представителя, который непосредственно подписывает договор от имени исполнителя, требуйте документ, подтверждающий его полномочия (доверенность), и обратите внимание на то, чтобы сведения о нем и документе от имени исполнителя были внесены в договор.
Внимание! Ваша подпись в договоре свидетельствует о том, что вы согласились со всеми условиями договора.
4. Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный договором.
Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) или выполнил некачественно потребитель вправе по своему выбору:
- назначить исполнителю новый срок;
- поручить выполнение работы (оказание услуги) другим лицам и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать соразмерного уменьшения установленной цены за выполнение работы (оказание услуги);
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества;
- повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно;
- возмещения понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
- расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возврата уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы.
5. Всегда берите документы, подтверждающие факт выполнения работы, оказания услуги (акт выполненных работ).
Обратите внимание! Если вам некачественно оказали услугу (выполнили работу), изначально вы можете потребовать от исполнителя исправить недостаток. И только, если он этого не сделает или сделает с нарушением согласованных сроков, вы можете требовать возврата уплаченных денег и возмещения убытков.
6. Обоснованные требования потребителей об устранении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) должны быть удовлетворены исполнителем в течение 14 дней, если более длительный срок не предусмотрен договором.
За нарушение сроков удовлетворения обоснованных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю пеню в размере трех процентов стоимости работы (услуги) за каждый день просрочки.
Указанные требования вы вправе предъявить, если недостаток носит производственный, конструктивный или иной характер, произошедший по вине исполнителя. Но если недостаток произошел по вашей вине — воспользоваться гарантиями Закона вы не можете.
7. Установить природу недостатка выполненной работы (оказанной услуги) при возникновении спора поможет экспертиза. Она должна быть проведена независимыми специалистами, имеющими разрешение на проведение такого рода исследований.
Стоимость экспертизы оплачивается исполнителем. Если в результате экспертизы качества работы (услуги) установлена вина потребителя, последний обязан возместить исполнителю расходы на проведение экспертизы.
Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы качества работы (услуги) лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы качества работы (услуги) только в судебном порядке, а также провести экспертизу качества работы (услуги) за свой счет.
8. Когда вы принимаете работу или услугу и в ней есть явные недостатки (т.е. недостатки, которые очевидны), вы должны заявить о них сразу!
Если работа выполнена некачественно, либо услуга оказана некачественно, вы должны сначала обратиться к исполнителю. Вы можете написать заявление в 2-х экземплярах (на вашем экземпляре заявления исполнитель обязан поставить дату принятия и расписаться) или оставить свою жалобу в книге отзывов и предложений, которая должна быть предоставлена вам по первому требованию.
9. Потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а если он не установлен, — в пределах трёх лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги).
Гарантийный срок результата работы (услуги) исчисляется с момента передачи результата работы (услуги) потребителю.
10. Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки, исполнитель не ответил или не удовлетворил ваше требование, вы имеете право обратится в Инспекцию по защите прав потребителей Донецкой Народной Республики, либо защитить свои права в судебном порядке.
По материалам сайта Инспекции по защите прав потребителей