Все школы ДНР в сентябре 2020 года перешли на российские образовательные стандарты. Среди нововведений – предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который теперь изучают дети 4-х классов.
ПУТЕМ ДИСКУССИЙ
Как сообщили «Донецку вечернему» в Министерстве образования и науки ДНР, предмет является обязательным для изучения. Он включает в себя шесть модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». По выбору родителей (или законных представителей) детям преподается один из этих шести направлений.
«Целью учебного предмета является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России и многонационального народа Донбасса, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений», – отметили в министерстве.
Интересно, что ОРКСЭ в 2010 году был введен только в 19 регионах России, но через два года распространился уже по всей стране. Касательно нового предмета шли дискуссии, жители России высказывались и за, и против, проводились круглые столы с представителями Минобразования РФ, родителями, представителями Православной церкви. Пожалуй, ни одно нововведение в школьной жизни последних лет не вызвало такого количества дебатов и скандалов, как предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
БОЯЗНЬ ФАНАТИЗМА
В ДНР открытых дискуссий по поводу ОРКСЭ не было. Но учителя донецких школ, с которыми довелось поговорить корреспонденту «Вечерки», рассказали, что далеко не все в обществе позитивно восприняли новый предмет. Первым вопросом родителей было: «Чему вы будете учить детей?»
Дончане испугались, что детям станут навязывать религию. Даже многие из православных выступали за то, чтобы их чадам рассказывали о православной вере максимально сдержанно, поверхностно.
«У каждого в семье свой уровень веры. Кто-то говорит о вере так: «Есть Бог, и я в него верю». А есть такие, которые почитают праздники, соблюдают посты, регулярно ходят в храм на службы», – говорит учитель начальных классов Яна Львовна. Родители опасаются, что учитель может быть фанатиком свой веры.
Педагоги успокаивали родителей, что курс о религии проводится в общих чертах. На уроках не разбирают молитв, и уж тем более никто не призывает становиться православным, буддистом и т. д.
Поэтому, дабы не было распрей между родителями, в школах Донецка читается два модуля: «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Они универсальны, устраивают семьи любого вероисповедания. Школьные учителя при работе с этим курсом не привлекают священнослужителей, не водят детей на экскурсии в места, предназначенные для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Спешат успокоить родителей и в Министерстве образования и науки ДНР: «Предмет носит исключительно светский, культурологический характер. Основное внимание в модулях уделяется воспитанию у детей таких ценностей, как любовь, милосердие, отношение ко злу. Эти ценности общечеловеческие, они проповедуются во всех религиях. Ни один модуль не преследует цели вероучения, трансляции догм для детей».
ВОЗРАСТ ВЫБРАН НЕ СЛУЧАЙНО?
Интересно было узнать мнение родителей четвероклассников. Пообщавшись с ними, мы выяснили, что одни опасаются таких уроков в светской школе, считая, что дело веры сугубо семейное, и основам вероучения они научат своих детей сами. Другая часть родителей, наоборот, выступает за расширение кругозора ребенка, чтобы тот имел возможность ознакомиться с другими религиозными конфессиями, мог общаться с носителями другой культуры и религии, поскольку живет в многоконфессиональном регионе, многонациональном и поликультурном городе.
На самом деле, признаются родители, курс трудный и рассчитан на сотрудничество учителя, ученика и семьи. Дети в четвертом классе недостаточно развиты, чтобы освоить эту программу, тем более что многие взрослые сами мало что понимают, буквально «плавают» в вопросах религии. Но с этим мнением не соглашаются некоторые учителя. «Смотря как изучать предмет. Если учить с точки зрения возрастных особенностей, то и физику можно преподавать в первом классе. Все зависит от того, как ты преподнесешь материал школьнику четвертого класса», – утверждает наша собеседница Яна Львовна.
Ранее этот же вопрос волновал и россиян. Вот какой ответ на него дала в одном из интервью директор Центра информационно-методической поддержки образования Иркутской области Наталья Яловицкая: «Возраст обучающихся выбран не случайно. Ведь именно в этом возрасте у детей обостряется интерес к извечным вопросам: что такое хорошо и что такое плохо».
В связи с коронавирусной пандемией основы религиозных культур и светской этики, как и ряд других предметов, были переведены на дистанционную форму обучения. А это значит, что основная нагрузка по изучению материалов легла на родителей. Ну что ж, в помощь им книжные фонды наших библиотек и информационные просторы Интернета.
Виктория ЛЕВ, газета «Донецк вечерний»
ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ
Вряд ли скажу новое слово в дискуссии о необходимости ОРКСЭ и, конечно, не собираюсь ратовать об отмене этого предмета, но все же пару замечаний себе позволю.
Прежде всего, об утверждении Натальи Яловицкой. Тому, что хорошо и что плохо, детей начинают учить гораздо раньше, и не так уж важно, интересуются малыши этим вопросом или нет. В обществе немало того, что человеку следует знать, независимо от того, стремится он к этому знанию или нет. Законы, например. Соблюдение, конечно, зависит от самого человека, но знание нужно дать обязательно.
Теперь второе. Конечно, физику можно объяснить и малышу. Но представьте, если бы изучение такого сложного предмета исчерпывалось поверхностным разбором в первом классе. Почему же чиновники от образования считают, что о религиозных основах достаточно поговорить один раз, причем именно в начальной школе? Что, постигнув азы религиеведения (на минуточку, философской дисциплины), дети будут готовы толерантно общаться со сверстниками других конфессий? Если это важный социальный момент в нашем многонациональном государстве, заряжайте его на полную катушку и учите детей основательно. А то как-то для галочки получается.
А дистанционное постижение этого предмета превращает галочку в очень жирную галку. Большинство родителей не обладают ни знаниями, ни педагогическим даром объяснения сложного простыми словами. Интернет, конечно, помощник, но и свалка изрядная. Отдавая такой важный (по мнению педагогов) предмет на откуп папам и мамам, они ставят смайлик напротив слова «важный».
И наконец, забота о межнациональном общении. Это тысячу лет назад у каждого народа имелась крепкая религиозная база, даже велись священные войны, тогда сосуществование конфессий было напряженным. А теперь, в нашем-то секуляризованном, полуатеистическом обществе… Вы искренне верите, что у маленького славянина с ровесником-татарином в Донецке могут возникнуть религиозные распри?
Духовность нашего мира катится в пропасть, это отмечают представители всех конфессий. И создание условий для сохранения остатков религий – вот общая задача. Как ее решить? Над этим ломают головы духовные отцы всего мира. А мы в ответ ставим галочку…
Роман КАРПЕНКО