Поезд отправляется со станции «Пионерская»… или чем живёт сегодня малая железнодорожная магистраль

Ежегодно в первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают железнодорожники. Мы расскажем вам не об умудренных опытом специалистах, на счету которых – сотни и тысячи километров пройденных железных дорог, а о тех, кому только предстоит стать профессионалами своего дела – о железнодорожниках будущих. Где мы их нашли? На Донецкой детской железной
дороге.

Вагон под настроение

Донецк, Парк им. Ленинского комсомола. Именно здесь, в очень уютном, спрятанном от городской суеты месте расположилась Донецкая детская железная дорога. В последний раз была на перроне детской ж/д, наверное, в детстве, поэтому приятно удивилась и красивому современному зданию вокзала, и благоустроенному перрону, и самое главное – поезду, в котором предстояло совершить маленькое путешествие.

В каком вагоне хотите прокатиться? – спрашивает меня мой «проводник», начальник Донецкой детской железной дороги Александр Евтушенко. — А в чем разница? — Вагонов у нас пять, все разные, у каждого своя тема: весна, космос, ретро, футбольный клуб «Шахтер» и радуга. То есть пассажир может совершить пять поездок, и каждый раз это будут новые впечатления. Подготовка хозяйства и его содержание осуществляется за счет средств «Донецкой железной дороги», структурным подразделением которой мы являемся. Никакой другой спонсорской помощи мы не получаем, все за их счет – содержание и ремонт здания, пути, вагонов. Каждый год дела- ем косметический ремонт перед открытием сезона.

В этот момент голос диктора прерывает наш диалог: — Просим пассажиров занять свои места, поезд отправляется со станции «Пионерская» через две минуты. — Поехали, — говорит Александр Иванович. – В пути пообщаемся. Иначе следующего отправления придется ждать еще 45 минут. Садимся в вагон, едем. Свободных мест в нашем «ретровагоне» почти нет. Много детей, но еще больше взрослых: детвору сопровождают мамы, папы, бабушки, дедушки…

Такая поездка — удовольствие для всех. Вагон необычный. И дело не только в его тематическом оформлении. Вагон – нестандартный, для узкоколейки. — Локомотивы и вагоны – магистральные. Такие используются в основном в горной местности, где нет возможности проложить широкую колею, и в районах Крайнего Севера, — рассказывает Александр Иванович. Тем временем в вагоне появляются проводницы – девочки лет 14. Все как положено – по форме. Проверяют наличие билетов. Рассказывают пассажирам об истории детской железной дороги.

Восемь минут в пути

Тем временем наш поезд доехал к месту назначения – станции «Шахтерская». Путешествие из пункта А в пункт В длится около 8 минут. Пока локомотив совершает необходимые маневры, чтобы выдвинуться в обратный путь, пассажирам скучать не приходится. На станции «Шахтерская» их ждет экскурсия в музей детской железной дороги (кстати, отдельный билет покупать не надо, посещение музея уже включено в стоимость билета на поезд).

Посещение музея будет интересно не только детям, но и взрослым. Многие экспонаты действительно уникальны. Часть экспозиции посвящена истории железной дороги, часть – Великой Отечественной войне. Больше всего посетителей привлекает макет железной дороги с постоянно движущимся по туннелям и пригоркам поездом. Его своими руками сделали сами ребята — воспитанники клуба железнодорожного моделирования. Поймала себя на мысли, что это своего рода медитация – можно смотреть на маленький бегущий по рельсам паровозик вечно. Но… нам пора в обратный путь.

Игра или профориентация?

Набравшись впечатлений и воочию увидев, что из себя представляет детская железная дорога (по сути, от взрослой отличается разве что возрастом проводников и машинистов локомотива, в остальном всё — как у взрослых), на обратном пути спрашиваю у Александра Евтушенко: — На ваш взгляд, это больше игра и развлечение или все-таки обучение и профориентация? — Конечно, обучение. Детские железные дороги были в свое время созданы для того, чтобы ориентировать детей школьного возраста на профессии в сфере железнодорожного транспорта, а это не только проводник и машинист, как многие обыватели привыкли думать. Железная дорога – это и путевое хозяйство, и локомотивное, и вагонное депо, и хозяйство движения, и служба энергетики. В общей сложности в обслуживании железных дорог задействованы более 30 специальностей.

В кружках «Юного железнодорожника» всему этому мы наших ребят и обучаем. Кружки работают на базе обычных общеобразовательных школ, причем речь идет об учебных заведениях не только Донецка. Приезжают сюда и ребята из Макеевки, Ясиноватой и даже из Харцызска и Иловайска!

Набор в кружок проводят инструкторы, записаться могут все желающие, обучение бесплатное. Единственное ограничение – возраст, в кружке занимаются дети от 12 до 17 лет. Как правило, именно в этом возрасте мы всерьез задумываемся о выборе будущей профессии. Обучение юных железнодорожников делится на две части – теоретический курс и практический. Теорию проходят в зимнее время на базе своих школ, а отрабатывать полученные знания приезжают летом (с мая по сентябрь) на производственную практику непосредственно на детской железной дороге.

Первый год обучения – введение в курс дела, знакомство с железной дорогой и ее основными специальностями. А уже в последующие годы ребята могут выбрать ту специальность, которая им наиболее интересна. Девочки, как правило, хотят быть дежурными по станции и проводницами. Мальчишки – машинистами локомотива. За четыре года обучения на детской железной дороге практически не остается таких специальностей, в которых ребята себя не попробовали бы.

— Какой процент детей, прошедших у вас обучение, после школы поступает в железнодорожные вузы? — Довольно большой. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы наши дети продолжали обучение по специальности. Большинство из них поступает потом в наш Донецкий институт железнодорожного транспорта, Ясиноватское училище №69, Дебальцевский железнодорожный техникум. У наших ребят есть приоритет при поступлении в вузы: в списках они идут первыми после льготников и медалистов. Приятно отметить, что многим удается поступить на бюджет. Берут их с удовольствием. После окончания вузов ребята возвращаются уже в качестве специалистов на Донецкую железную дорогу. Многие наши выпускники работают сегодня на руководящих должностях, в управлении ДонЖД.

Здесь стоит отметить, что и сам начальник Донецкой детской железной дороги Александр Евтушенко тоже в свое время начинал свой путь в профессию с курсов «Юного железнодорожника». На перроне встречаем двух парней в наглаженной парадной форме. Один из них – Сер- гей Журавский. Сегодня Сергей – студент второго курса Ростовского государственного университета путей сообщения, а не так давно – выпускник школы юного железнодорожника при Донецкой детской железной дороге.

— Я со школы знал, кем буду, когда вырасту, — говорит Сергей. – У меня с детства была тяга к этому делу. В школе детской железной дороги я занимался 5 лет! Поэтому вопросов с выбором вуза не было. Поступал в РГУПИ на конкурсной основе, сдавал на общих основаниях ЕГЭ. Конкурс был серьезный – три человека на место. Учеба в школе юного железнодорожника, конечно, помогла при поступлении. Ведь здесь мы получаем азы профессии, осваиваем разные специальности, имеем представление о многих вещах, в отличие от тех, кто поступает с нуля. Сейчас учусь на машиниста электровозов и тепловозов. Моя специализация — пассажирское и пригородное движение. Где буду работать, покажет распределение.

В год обучение на Донецкой детской железной дороге проходят около 1000 ребят. Согласитесь, немало. Конечно, железнодорожниками из них становятся не все. — Но не это главное, — говорит Александр Евтушенко. – Кроме того, что они получают знания в сфере железнодорожного транс- порта, здесь они проходят еще и хорошую школу воспитания ответственности, получают навыки общения с пассажирами, друг с другом, учатся правильно реагировать на нестандартные, ситуации, работать с пассажирами, а это немаловажно. Пусть не все они станут железнодорожниками, это не важно. Важно, чтобы все они стали хорошими людьми.

Елена Чернухина, газета Макеевский рабочий ДНР

Exit mobile version