Сегодня все, кто интересуется историей столицы Донбасса, знают, что в нынешнем году городу исполняется 150 лет. Конечно, никто не задумывается, почему в качестве даты основания выбран 1869 год. Сказано так – значит так. А между тем в датировке есть своя загвоздка. Небольшая интересная повесть, значения которой придавать, возможно, и не стоит, даст нам повод глубже узнать родную историю.
ДАТА ПО БУМАГАМ
С 1869 годом все очень просто. Тот, кто придумал (а этого мы уже не узнаем) считать датой основания именно этот год, оттолкнулся от того факта, что 18 апреля правительство императора Александра II официально согласилось на создание британско-российского «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового» (НРО).
Переговоры о его создании велись с лета предыдущего 1868 года. Основой для них явилось желание британских акционеров (они были главными в обществе) приобрести у князя Сергея Кочубея концессию на строительство в Бахмутском уезде металлургического завода для выпуска рельсов, необходимых для быстрейшего проведения железнодорожной ветки от Харькова к Севастополю, возрождать который после жестокого поражения в Восточной войне (1853–1856) Российская империя собиралась в любом случае. Правда, царская бумага с печатью могла остаться образчиком бюрократической документации, был такой шанс, потому что решалась судьба будущей компании все-таки в Лондоне.
КАК УГОВАРИВАЛИ БРИТАНЦЕВ
Для того чтобы понять, насколько нуждалось царское правительство в привлечении британских инвестиций, менеджмента, технологий, стоит посмотреть на список преференций, предоставленных британской стороне, – только бы не спрыгнули! Россияне соглашались на то, что исполнительным директором британцы поставят своего человека. Им, как мы знаем, оказался 55-летний директор Миллуоллского завода в лондонском Ист-Энде валлиец Джон Хьюз, ставший Юзом в русском произношении, давали невиданные комиссионные за каждый пуд произведенных рельсов, отдавали в полную собственность строительство и на 10 лет эксплуатацию участка железной дороги от Харькова до Харцызска. Кроме того, в правлении акционеров, состоявшем из 19 человек, российская сторона, представленная 8 джентльменами, имела больше представительский характер. Правда, российские переговорщики постарались несколько ограничить влияние британского менеджмента на местах. Поэтому на роль директора именно российской стороной был предложен имеющий опыт работы, но не имеющий состояния и влияния, полуграмотный (практически не умел читать и писать) Джон Хьюз, которому даже не достались привилегированные акции НРО, а только малое количество акций класса «Б».
После всего этого оставалось еще уговорить британских промышленников заняться строительством завода и шахт в диких донецких степях. Последнее слово было за одним из основателей науки геологии в ее современном виде шотландцем Мёрчиссоном. В июне 1869 года он в компании со своим соплеменником, британским консулом в Харькове Джоном Хьюмом проинспектировал местность у речки Кальмиус в Бахмутском уезде, которая изобиловала выходящим сплошь и рядом к поверхности земли углем, и которую выбрали в качестве рабочей площадки князь Сергей Кочубей и его бывший коллега по геологическим исследованиям на Кавказе и в Донбассе, известный русский геолог Александр Иваницкий.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПЛАН, МИСТЕР КЭМЕРОН?
И только после этого 4 июля 1869 года в Лондоне было создано Новороссийское общество. Его представитель, еще один шотландец, инженер Александр Кэмерон осмотрел место и к осени того же года подготовил план строительства. В регионе было очень плохо с рабочей силой – немногочисленные крестьяне здесь неохотно покидали свои скудные земельные наделы ради работы на стороне, а на первом этапе необходимы были квалифицированные рабочие. Мистер Кэмерон предлагал привезти горняков, сталеваров и прокатчиков из Южного Уэльса, с родины директора затевавшегося предприятия Джона Юза. Кроме того, план предполагал на земле, загодя арендованной у князя Ливена, поставить рядом с заводом поселок для рабочих и использовать для этих целей разборные домики, купленные англичанами у французов еще в Крымскую кампанию под Севастополем.
По договору с российской стороной акционерного общества (в него через «министра финансов» царского двора Нессельроде вошла и августейшая фамилия) первые рельсы новый завод должен был произвести осенью 1870 года, но срок пришлось корректировать.
НА ГОД ВСЕ ОТЛОЖИЛИ ИЗ-ЗА ЮЗА
Первой преградой на пути строительства стало самоуправство директора Юза. Пользуясь своими связями в России, где он ранее работал уже и над фортами в Кронштадте, и над флотской литейной в Ижоре, а также покровительством великого российского инженера Эдуарда Тотлебена и главы Императорского технического комитета Оттомара Герна, валлиец затеял аферу. Через юристов-посредников из Варшавы он начал скупать мелкие шахты в окрестностях будущего завода, памятуя, что ему понадобится немало угля с первых же плавок. Потрачены были деньги акционеров, которые тут же передали дело в суд. Разбирательство длилось около года. Благодаря ему мы знаем об одном-единственном письме Юза, правда, написано оно его адвокатом.
Через год взаимных перепалок директор помирился с акционерами и начал собираться, наконец, в Россию. Самый подробный биограф Юза Родерик Хизэр в книге «Железный король» пишет о том, как началось то, что в итоге привело к основанию Донецка: «В последние дни августа 1870 года восемь кораблей с грузами и рабочими ушли из Саутгемптона, Портсмута и Плимута в русский порт Таганрог». Там их ждали 2 500 волов, организованных неутомимым мистером Кэмероном, они-то и потянули детали доменной печи-«шотландки» и батареи мелких коксовых печек в сторону Кальмиуса. Домна и жилища для 254 рабочих, приехавших с Юзом, росли одновременно. Под самый Новый год, 30 декабря 1870 года, поселок был освящен священником церкви из ближайшей деревушки Григорьевки.
С РАЗНИЦЕЙ В ОДИН ГОД
Собственно говоря, эта дата и должна по справедливости считаться датой основания нынешнего Донецка, который вырос из поселка «Ливенка» (на земле князя Ливена), ставшего местечком и городом Юзовка, а затем и Сталино. Так оно и было довольно долго. Вряд ли, конечно, кто-то до революции отмечал годовщины, тем более что завод НРО долго отделял себя от поселка, а своей датой основания, которая иногда-таки отмечалась, считал январь 1872 года. Так и писали везде, и на фото павильона НРО на Нижегородской выставке 1896 года к имени завода добавлена табличка: «1872 –1896».
Хорошо известно, что 75-летие города, который тогда назывался Сталино, решили все-таки отметить. Торжественное собрание в ДК им. Ленина (ныне Центр славянской культуры) устроили день в день – 30 декабря 1945 года. О чем в первых числах января 1946 года и сообщила газета «Социалистический Донбасс».
ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ЛЕНИН!
Но потом что-то пошло не так. Первый раз 1869 год в официальном обороте появляется в 1959 году, когда Сталинский облисполком решил отметить 90-летие города. Но тогда эта дата прошла незамеченной. Окончательно она закрепилась и в массовом сознании, и в многочисленных газетных, журнальных и книжных публикациях в 1969 году. Долгое время считалось, что тогдашний «хозяин» Донецкой области первый секретарь обкома КПСС Владимир Дегтярев дал указание не смешивать столетие города со столетием В. И. Ленина, которого угораздило родиться в один год с нашим городом. Но, скорее всего, еще за десять лет до этого до такой же мысли додумались в Сталино. Теперь это уж не выяснишь, но хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали нашу повесть – любые подробности истории столицы ДНР интересны и поучительны. Поэтому знание, что завод и поселок – будущий город – начали строить осенью 1870 года, никак не мешает отметить нам его 150-летие в нынешнем году. Тем более что есть очень удобная и правильная для этого дата – 4 июля, день создания НРО, то есть всего, что потом в нашем краю выросло.
Олег Измайлов, газета «Донецк вечерний»