Если вы часто конфликтуете с младшим или старшим поколением, у вас разные взгляды на мир и жизнь в целом, не спешите расстраиваться, ведь этот материал для вас. Течение жизни меняется с каждым днем, одна мода сменяет другую, одни правила заменяются иными или вовсе стираются. И многие не успевают за этим ритмом, в результате чего люди часто не понимают друг друга. По сути, конфликтов не избежать, но что же делать, чтобы достигнуть взаимопонимания? Все о дружбе поколений нам рассказала заместитель главного врача по медицинской части Психиатрической больницы №1 г. Макеевки, врач высшей категории Инна Сергеевна РАСТОРГУЕВА.
— Причины непонимания между «отцами» и «детьми», молодежью и взрослыми всегда волновали не только философов, писателей, ученых, но и простых людей. Представители разных поколений по-разному смотрят на мир, имеют свою систему ценностей и представления о том, что «хорошо, а что плохо». Старшее поколение считает, что его жизненный опыт дает право диктовать молодым манеру поведения, делать замечания, навязывать советы. А молодежь уверена, что имеет достаточное количество знаний, и возраст здесь не имеет значения. Иногда кажется, что между ними огромная пропасть, но всему есть объяснение, и мы не «изобретаем велосипед».
Нейл Хоув и Вильям Штраус — американские ученые, которые в 1991 году создали теорию поколений. Адаптацию для России в 2003-2004 годах выполнила команда под руководством Евгении Шамис.
Что же такое поколение? Это группа людей, рожденных в определенный период времени, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания с похожими ценностями. Формирование ценностей в воспитании детей происходит, согласно этой теории, до 12-14 лет. Каждые четыре поколения составляют цикл. Временный промежуток, в который рождаются представители одного поколения, около 20 лет, длительность одного цикла — 80-90 лет. По завершении цикла начинается повторение: пятая генерация обладает ценностями, схожими с первой.

Молчаливое поколение
Их ценности формировались до 1953 года, поколение, воспитанное в условиях сталинских репрессий, Второй мировой войны, послевоенной разрухи, голода. Они молчаливы, исполнительны, чрезвычайно терпеливы. Уважение к закону у них в крови, так же, как и запасливость на пополнение шкафов продуктами питания и консервацией.
Поколение беби-бумеров
Их ценности формировались до 1973 года. Такое название поколение получило в честь всплеска рождаемости. В основе характера этих людей лежит психология победителей. Они росли в супердержаве, которая победила в страшной войне, покорила космос. Для этого поколения нет непреодолимых барьеров. Это оптимисты, трудоголики, предпочитающие работать в команде, любознательны.
Поколение Х, или неизвестное поколение
Их ценности формировались до 1993 года. Поколение, воспитанное на резком увеличении потока информации, произошла смена коммунизма на перестройку, а после на демократию. Именно в этом поколении открыто заговорили о СПИДе и наркотиках. На этот период пришелся бум разводов. Поколение «с ключом на шее», ведь родители работали, и дети рано приучались к самостоятельности: разогреть пищу, выучить уроки, сходить в спортивные секции или музыкальную школу. Отсюда расчет только на собственные силы и собственный опыт. Главная ценность — возможность выбора. Патриотизм выражен слабее, чем у предшественников. Они прагматичны, дорожат временем, готовы учиться в течение всей жизни.
Поколение Y, поколение миллениум
Их ценности формировались до 2014 года. Поколение «большого пальца» в связи с тем, что сотовый телефон существовал для них всегда. Время взросления – распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций и интернета. Склонны работать в команде, ориентированы вовне. Великолепно ориентируются в компьютерных сетях. Наступила эра публичности. Глобализация, стирание границ и нивелирование национальных различий и традиций. Все представители приучены к самостоятельности, выросли уверенными в собственной ценности. В связи с тем, что внешняя среда вокруг них менялась очень быстро, им присущи такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, неверие в отдаленную перспективу. Важный аспект — это мода и бренды. Их девиз: « Жить в удовольствие, всё успеть». Первое поколение, у которого нет героев, но есть кумиры.
Особенности детей поколения Z, как с ними найти общий язык?
Дети этого поколения предпочитают общение в виртуальном мире личному общению, они лучше разбираются в технике, чем в человеческих эмоциях и поведении. Они нетерпеливы и сосредоточены на краткосрочных целях, честны и откровенны и очень ценят это с другой стороны. Они быстро взрослеют, самообразовываясь в интернете. Они многозадачные. Ребенок, сидя за компьютером, общается в чате телефона, ищет информацию в сети, общается в скайпе, при этом пытается делать домашнее задание, принимая пищу. Это не должно раздражать родителей, такова жизнь — другой темп, другой образ жизни.
Они занимаются только тем, что им интересно, практически полностью игнорируя то, в чем они не заинтересованы. У них уменьшена в десятки раз концентрация внимания по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад. У них по-другому функционирует память: они запоминают не содержание какого-нибудь источника информации, а место, где эта информация находится. Их память не только «не глубокая, но и короткая».
Американский педагог Марк Пренски назвал современных подростков «цифровыми аборигенами», у которых формируется «клиповое мышление». Что это значит? Переработка информации короткими порциями. Эти дети не будут читать длинные произведения классиков, они читают комиксы и короткие тексты, которые помещаются на экран монитора гаджета. Информация переваривается гораздо быстрее, но короткими порциями.
Поколение «Z» гиперактивно. Часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости, им необходим материал в новом формате, в новизне, ощущениях. Им присуща повышенная конфликтность. Они погружены в себя. Часто им сложно работать в команде, поскольку «зеты» — индивидуалисты. Формула «Я — это я, у меня своя концепция жизни и свои ценности. Что у других, мне все равно». К этим детям необходим индивидуальный подход, не имеет смысла мотивировать их, ставя им в пример других. Здесь необходимо указать ребенку на его уникальность. Если дать ученику индивидуальное задание, «зет» непременно его выполнит. Индивидуальный подход — главное условие успешного взаимодействия.
Поколение зуммеров не обижается на критику, не реагирует на упреки в халатности, нарушении привычных норм морали, безответственности.
Агрессивный стиль обучения или управления их пугает, они замыкаются еще больше. «Слушай меня, понимай меня, говори со мной, цени меня» — еще один девиз «Z». Цели и задачи для подростков необходимо ставить так, чтобы это звучало как предложение, которое необходимо обсудить.
«Z» — поколение лайков, подростков необходимо постоянно хвалить, ищите поводы. Любите и принимайте своих детей такими, какие они есть, их невозможно воспитать под «себя» или такими, как «мы были в молодости». Необходимо понять, принять, что сейчас растет новое поколение, и нам необходимо учиться, чтобы лучше понять их, лучше объяснить им какие-то вещи, договариваться с ними, чтобы они слышали и слушали родителей и педагогов. Снизить количество конфликтов поколений. Чтобы пропасть между поколениями стала меньше, всем необходимо набраться терпения, быть снисходительными, уважать взгляды друг друга и помнить, что «каждому возрасту присущи свои особенности» (Цицерон), и эти особенности необходимо понять и принять.
Юлия Бондарь, газета «Макеевский рабочий ДНР»