В художественном музее «Арт-Донбасс» на выставке «Шагая с кистью по планете» представлена аллегорическая картина Елены Мохий «В песках Востока».
«Это натюрморт на фоне пейзажа, – поясняет художница, – в котором я постаралась изобразить не случайное и поверхностное, а что-то более глубокое и существенное».
На картине, как песчаный ураган в пустыне, проносится мимо тебя целая жизнь. Главная роль отводится восточным кувшинам, хаотично расставленным во временном пространстве. Фигуры сосудов от дальнего фона к переднему совершают трансформацию в атмосфере мягкого струящегося по всему полотну солнечного согревающего света. Глаз сразу цепляется за треснувший кувшин на переднем фоне. Ярко-бордовые трещины на нем, как глубокие раны на теле человека, с запекшейся кровью на солнце. Пять перекатывающихся по песку шаров холодного цвета, которые, возможно, обронил уже за ненадобностью по окончании представления жонглер.
Если проводить параллели с другими картинами, то «В песках Востока» ассоциируется с работой Анри Матисса «Статуэтка и вазы на восточном ковре». Французский художник писал ее в 1908 году, когда в Париже проходила выставка Восточного и мусульманского искусства, запрещающего изображать лица людей. По цветовым сочетаниям работы Матисса и Мохий абсолютно разные. Но в натюрморте французского художника белая ваза, кружка, большой глиняный сосуд, восточный кувшинчик с длинным узким горлом, гипсовая модель скульптуры Мадлен I, как элементы узора яркого ковра или предметы-воспоминания, символизирующие какие-то конкретные жизненные этапы.
«В песках Востока» ближе по цветовой гамме работе 1989 года Бориса Касаткина «Венера и ваза». На холсте московского художника гипсовая модель скульптуры Венеры, расположенная на краю стола, как будто оборачивается на отбрасываемую вазой тень. Борис Касаткин таким образом запечатлел символ обращения к воспоминаниям перед решительным шагом вперед. Это не жизненный путь, аллегорически представленный в работах Мохий и Матисса. В данном случае художник делает акцент на конкретном этапе, который может оказаться впоследствии судьбоносным.
«Основной смысл и посыл картины заключается в том, чтобы донести до зрителя идею вечности простых вещей, которые нас окружают. Огромные кувшины, как статуи, застывшие глубоко в песках Востока, омываемые теплым ветром и солнечными лучами. Это знак надежды на лучшее будущее. Несмотря на трещины, в них есть сила устоять перед самой сильной бурей и преодолеть все преграды. А шары, как символ быстротечности времени, бегущего все время только вперед, оставляющего за собой воспоминания и тени», – раскрыла сюжет «В песках Востока» Елена Мохий, в завершении беседы добавив, что каждому зрителю эта картина будет дарить свои впечатления, так как люди воспринимают мир и окружающую среду по-разному.
Лилия Голова