15 февраля в Донецке открылись две художественные выставки – «РОДИНА в визуальных образах» и «Муза – это предназначение». При всей их непохожести эти экспозиции объединяет то, что в представленных работах авторы показали любимую Родину – ее символы, пейзажи и своих земляков.
УГОЛЬ И РОЗЫ
Международный образовательно-выставочный проект «РОДИНА в визуальных образах» представила в художественном музее «Арт-Донбасс» кафедра дизайна и арт-менеджмента Донецкого национального университета.
На выставке можно увидеть довольно необычные работы ее студентов, которые с помощью разных техник изобразили характерные особенности Донбасса, прежде всего – терриконы, уголь, розы и горняков. Их количество на выставке даже зашкаливает. Тем не менее на многих работах эти традиционные приметы шахтерского края преподнесены так оригинально, что ощущения унылого однообразия не возникает, наоборот, не перестаешь удивляться смелым экспериментам и находкам. Хотя, наверное, можно было бы поискать и другие образы Донбасса. Но перед студентами стояла задача найти такие характерные визуальные образы, которые бы позволяли идентифицировать наш регион на международном уровне. А уголь и розы – это самые узнаваемые символы Донбасса.
ДОНБАССКИЕ ОРНАМЕНТЫ
Впрочем, помимо общеизвестных «брендов», студенты нарисовали еще и редкие растения, произрастающие преимущественно в нашем крае.
«Например, ирландцы выбрали в качестве символа своей страны клевер, канадцы – кленовый лист, – сказал председатель оргкомитета проекта, заведующий кафедрой дизайна и арт-менеджмента Александр Трошкин. – У нас в Донбассе есть тоже виды флоры, характерные для него. Об этом в прошлом году нам рассказал председатель Госкомэкополитики при Главе ДНР Роман Кишкань. Наши студенты изобразили эти донбасские растения в стилизованном виде и представили на выставке. На их основе мы будем и дальше разрабатывать растительные орнаменты, присущие нашему краю».
Также на выставке можно увидеть оригинальный пейзаж, на котором на терриконы, шахтный копер и землю нанесен орнамент донбасской вышивки – оказывается, такая существует. На кафедре намерены тоже использовать ее в дизайне для региональной идентификации. На семинаре, который пройдет в музее в рамках выставки 12 марта, будут детально обсуждаться способы региональной идентификации через выявление характерных визуальных образов, поиск новых средств выразительности в графическом дизайне и изобразительном искусстве.
ИСКУССТВО НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ
Помимо студентов и преподавателей кафедры дизайна и арт-менеджмента ДонНУ, свои работы на выставку прислали художники-дизайнеры из России, Беларуси и Луганской Народной Республики. Они тоже изобразили на них Родину, но свою. Впрочем, это все наша большая Родина, с которой мы стремимся воссоединиться. Всего в проекте приняли участие 352 человека, которые представили около 500 работ. Все их, к сожалению, выставочный зал не вместил. Поэтому кафедра выпустит электронный каталог выставки, в котором разместит все произведения.
Надо также отметить, что нынешняя выставка кафедры дизайна и артменеджмента в «Арт-Донбассе» – уже четвертая. С 2016 года каждый год в середине февраля она представляет в музее международные образовательно-выставочные проекты на различные темы. В предыдущие три года здесь прошли выставки «Манифест супрематизма 16-16», «За гранью второго измерения» и «АртСинектика». В их рамках тоже проходили научно-культурологические семинары.
КАРТИНЫ ОТЦА И СЫНА
Также 15 февраля в Донецком Доме работников культуры открылась выставка «Муза – это предназначение». На ней были представлены работы творческой династии – члена союза художников СССР Евгения Ивановича Музы, покинувшего этот мир в 1991 году, и его сына, философа, художника и поэта, доктора философских наук, профессора кафедра политологии исторического факультета ДонНУ Дмитрия Евгеньевича Музы.
На выставке представлено более 20 живописных работ, написанных авторами с середины ХХ столетия по настоящее время. В основу экспозиции вошли картины Евгения Музы, хранящиеся в фондах ведущих музеев Республики. Среди них известная работа «В отпуске», которая была написана в 1983 году и сейчас хранится в художественном музее «АртДонбасс». Помимо картин, на выставке представлены публицистические издания Дмитрия Музы, подготовленные Республиканской универсальной научной библиотекой им. Н. К. Крупской.
«Мой отец был ярким представителем соцреализма, – рассказал Дмитрий Муза. – На выставке можно увидеть написанные в этом стиле его портреты простых людей труда, пейзажи, натюрморты и другие картины. Он реализовывал в своем творчестве эти фундаментальные для той эпохи темы и сюжеты, раскрывал эти образы. Самое важное, что в них есть не только искорка счастья и радости, но и сама жизнь».
Поздравить художника с открытием выставки пришли депутаты Народного Совета Мирослав Руденко и Владислав Русанов, директор «Арт-Донбасса» Екатерина Калиниченко, а также художники старшего поколения, которые работали с Евгенией Ивановичем, коллеги, друзья и родные Дмитрия Евгеньевича. «Донбасс является не только краем промышленников, сильных как физически, так и духовно людей, – отметил Владислав Русанов. – Наша земля дает огромное количество людей искусства, культуры. В данном случае мы можем говорить не о трудовой, а о творческой династии семьи Муз».
Сергей Голоха, газета «Донецк вечерний»