Новый учебный год стартует в Республике. В Министерстве образования и науки ДНР ответили на вопросы читателей “Всё о ДНР”. В пресс-службе Минобрнауки рассказали о преподавании исторических наук и краеведении, профильном обучении, хватает ли в школах учителей, наполняемости классов и о реализации Гумпрограммы по воссоединению народа Донбасса.
— Скажите, пожалуйста, сколько часов уделяется русскому языку в начальных, средних и старших классах образовательной организации?
— В общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики на изучение русского языка и литературы в 2017-2018 учебном году предусматривается: в начальной школе – 8 часов, в основной школе – до 7 часов, в старшей школе – 5 часов в соответствии с Примерным учебным планом, утвержденным Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.
— Какова концепция преподавания исторических дисциплин? Стало ли уделяться большое внимание со времен становления Республики изучению краеведения?
— Основу школьного исторического образования составляют следующие содержательные линии: историческое время – хронология и периодизация событий и процессов; историческое пространство – историческая карта Донбасса, России и мира, ее динамика. В процессе изучения школьного курса истории будет уделено внимание следующим моментам:ь многоуровневое представление истории (курс истории Отечества должен сочетать историю Донецкого региона как исторической части Русского мира и историю России как фундатора русской цивилизации); синхронизация курса истории Отечества в системе реализации тезиса: «история Донбасса – неотъемлемая составляющая часть истории России и Русского мира (внутренняя синхронизация)» и в системе: «история Отечества и мировая история (внешняя синхронизация)». Основные содержательные линии базовой программы по предмету «История» реализуются в рамках двух самостоятельных курсов: «История Отечества» и «Всеобщая история». В рамках учебного предмета «История Отечества» изучается материал двух исторических блоков: «История России» и «История Донбасса». В 5–11-х классах общеобразовательных организаций определено синхронно–параллельное изучение курсов всеобщей истории и истории Отечества с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов, при этом следует учитывать, что курс «История Отечества» играет приоритетную роль. Говоря об особенностях изучения курса истории в 2017-2018 учебном году, следует отметить, в 2017/2018 учебном году в 5 классе будет продолжено изучение пропедевтического курса «Введение в историю Донецкого края» в объеме 52 часа (1,5 часа в неделю) с обязательным включением регионального компонента (город, поселок, район, улица) и объяснением таких понятий как «Малороссия», «Новороссия», ДНР и ЛНР. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики. Именно эту задачу призван решать спецкурс «Уроки гражданственности Донбасса», объединяющий 4 содержательные линии: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую и обществоведческую, которые сгруппированы в три макросферы: «Донбасс и Русский мир», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс – моя Родина» и реализуются через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса», «Дыхание времен», «След в истории», «Человек и закон», «Гражданская позиция». Именно такой подход позволит реализовать содержательные линии данного учебного предмета.
— Как обстоит ситуация со специализацией в старших классах? Делятся ли классы по профилирующим предметам (гуманитарии, естественники, математического направления)?
— Количество общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих профильное обучение в старшей школе – 61, что составляет 12,4% от общего числа учреждений среднего общего образования. Охват обучающихся 10-11 классов профильной специализацией составляет 3668 человек (более 25% от общего количества старшеклассников). А наибольшее количество общеобразовательных организаций, реализующих программы по следующим профилям:
№ п/п | Профиль | Количество Классов | Процентное отношение от общего количества |
1 | Физико-математический | 636 | 4,48% |
2 | Химико-биологический | 534 | 3,76% |
3 | Информационный | 451 | 3,17% |
4 | Иностранная филология | 334 | 2,35% |
5 | Оборонно-спортивный | 330 | 2,32% |
6 | Социально-экономический | 327 | 2,3% |
7 | Филологический | 276 | 1,9% |
8 | Социально-гуманитарный | 237 | 1,67% |
9 | Технологический | 123 | 0,86 |
10 | Художественно-эстетический | 84 | 0,59% |
11 | Математический | 84 | 0,59% |
12 | Биолого-географический | 65 | 0,45% |
13 | Исторический | 59 | 0,41% |
14 | Спортивный | 49 | 0,34% |
15 | Юридический | 39 | 0,27% |
16 | Экономико-математический | 26 | 0,18 |
17 | Спортивно-юридический | 14 | 0,1% |
Наполняемость классов в лицеях, гимназиях, специализированных школах с углубленным изучением предметов, реализующих программы профильного обучения, составляет 16 человек согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики. Соответственно в нормативах наполняемости классов предусмотрен порядок деления классов на группы при изучении отдельных учебных предметов (русский язык, иностранный язык, информатика и ИКТ, компьютерная графика и другие).
— Хватает ли учителей? Для преподавания каких предметов чаще требуются специалисты?
— В целом на сегодняшний день проведена тарификация учителей образовательных организаций Донецкой Народной Республики. Однако остается потребность в учителях информатики, физики, истории и географии.
— Каково количество первоклассников в этом году по школам Республики. Если владеете информацией – какова ситуация с комплектацией классов на подконтрольной Киеву территории Донбасса?
— По предварительной информации управлений (отделов) образования Донецкой Народной Республики, количество будущих первоклассников составит 15,2 тыс.
— Сколько выпускников школ ДНР поступило в ВУЗы Республики в этом году? Сколько – в рамках гуманитарной программы по воссоединению народов Донбасса?
— 2016-2017 учебный год закончили 11 тыс. выпускников 9-х классов и более 7500 тыс. выпускников 11-х классов. В связи с тем, что завершение приемной кампании 2017 года запланировано на 10 сентября, то назвать окончательные данные можно будет только после её завершения.