Спустя больше века ранее неизвестное имя героини костюмированного портрета русского художника Константина Маковского «Чарка меда» установила ведущий научный сотрудник Донецкого республиканского художественного музея, историк искусства Лилия Подворная. Длившийся три года поиск привел ее …в далекую Австралию.
«Портрет с первоначальным названием «Боярыня» по мотивам последнего бала Дома Романовых Константин Маковский написал в1910 году, — рассказала Подгорная. — О, что это был за бал! Грандиозный, костюмированный, сам словно произведение искусства. Приглашенные должны были явиться на него в одеждах допетровских времен, что отражало тогда общее увлечение русской историей, обычаями, мифологией. Роскошь удачно сочеталась с изяществом, костюмы для бала создавались по специальным эскизам ведущих художников и стоили иногда целое состояние. У всех на глазах древнее искусство оживало, получало вторую жизнь. Несколько нарядов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Государственного Эрмитажа. Блеск карнавальных костюмов на балу 1903 года был столь ослепителен, что достиг наших дней, а сами костюмы стали эталоном для художников сцены и кинематографа, обращавшихся впоследствии к историческим темам. Не поверите, но даже в нашумевшем сериале «Звездные войны» художник из Великобритании Трише Биггар использовал для дорожного костюма принцессы Падме Амидалы Наберри русский кокошник».
В фондах Донецкого областного государственного архива храниться протокол №38 от 20.02.1941 года заседания бюро парторганизации отдела искусств, с повесткой дня «О работе Музея изобразительных искусств и мероприятиях на 1941 год». В нем указаны дата образования музея, основа его собрания. Здесь же сообщается, что в 1940 году состоялось пополнение работами из фондов Киева, Харькова, Одессы, а также закупочной Ленинградской комиссии картинами мастеров русской живописи XIX века. Картина «Боярыня» была в их числе. Собрание музея было утрачено в годы Великой Отечественной войны. Работу Маковского, в числе других 11 произведений, спас и завернутыми в одеяло сохранял все годы фашистской оккупации Донбасса донецкий художник Евгений Грейлих. Когда фашисты были изгнаны, картины были переданы представителю Наркомата культуры СССР.
Спустя годы, Евгения Грейлиха судьба вновь свела с уже носившим другое имя – « Чарка меда» произведением Маковского. Его он увидел в экспозиции Киевского музея русского искусства и приложил немало усилий для того, чтобы она была возвращена в Донецк. Произошла в музее Киева и еще одна знаменательная встреча. Пришедшая сюда на экскурсию некая госпожа Жескар из Франции, увидя «Чарку меда», утверждала, что лично знала модель, послужившую для создания картины. По ее глубокому убеждению, на костюмированном портрете изображена Полина Александровна Леже-Апраксина, урожденная Апраксина. Более того, госпожа Жескар потом передала заведующему отделом Киевского музея, кандидату искусствоведения М.Д.Факторовичу овальный фотографический портрет женщины, чей внешний облик был близок чертам лица запечатленного Маковским образа. Согласно надписи на оборотной стороне фотоснимка, муж Полины Леже-Апраксиной погиб на фронтах Первой мировой войны. Все это известный киевский искусствовед передал ветерану Донецкого художественного музея, большому знатоку русской живописи Татьяне Михайловне Пановой, а она уже в свою очередь своей ученице и преемнице Лилии Подворной, которая и взялась за долгий и кропотливый поиск.
Исследования по линии Полины Леже-Апраксиной ни к чему не привели,- говорит Лилия Подворная. – Однако, штудируя эмигрантские издания, в одном из них – журнале « Русская Атлантида», я обнаружила статью « Маша навсегда» с упоминанием о Полине Леже-Апраксиной, которая вышла замуж за внука известного славянофила, одного из первых в России авиаторов Павла Хомякова. Написала автору статьи, рассказав ему о своих поисках. Ответ пришел из далекой Австралии, где сегодня живет Мария Павловна, дочь эмигранта «первой волны» Павла Хомякова. Она и подтвердила, что в образе прекрасной русской боярыни в старинном русском платье времен Иоанна Грозного с подносным блюдо в руках и сосудом-братиной изображена первая жена ее отца – Полина Леже-Апраксина. Еще одним доказательством тому стали фотографии Апраксиной из семейного архива. Мария Хомякова сообщила также сведения, пролившие некоторый свет на ее судьбу. Во время гражданской войны Полина Александровна с сыном Димой волею судьбы оказалась во Владивостоке. Там она познакомилась с Павлом Евгеньевичем. Во Владивостоке состоялось венчание, затем семья отбыла в китайский Тяньцзинь, планируя в дальнейшем обосноваться в Харбине. В Тяньцзине произошел трагический несчастный случай — погибает Дима. Вскоре Полина Александровна была приглашена в Бразилию и отбыла в Сан-Пауло. Павел Евгеньевич снова женился и увез свою новую семью в Австралию. Контактов бывшие супруги не поддерживали».
Лилия Подгорная теперь продолжает поиски следов героини картины русского художника Маковского в Бразилии. Однако уже полученные результаты долгих и кропотливых исследований позволяют ей уже сегодня со всей определенностью сказать: тайна имени героини картины с изображением молодой женщины в белой легкой блузе с объемными рукавами, желтом в красных цветах нарядном сарафане и богато украшенном жемчугом праздничном головном уборе -кокошнике раскрыта. Ее звали Полина Леже-Апраксина.
Полуприкрытые темные таинственные глаза под соболиными бровями на нежном с легким румянцем лице – такой она выглядит на картине. Глядя на нее возникает ощущение, что черты облика женщины начинают таять, растворяться в пространстве и времени. В одеждах молодой женщины белый цвет символизировал духовную чистоту, золотой −Божье благословение, красный − любовь и рождение новой жизни, элементы черного− прощание с родительским домом. По сути это настоящий гимн красоте русской женщины. Эффектная, декоративная и таинственная «Чарка меда», как прежде, так и сейчас неизменно впечатляет зрителей, и долгие годы является своеобразной визитной карточкой Донецкого музея.
В будущем его каталоге в обозначении картины Маковского «Чарка меда» как итог трехлетнего поиска Лилии Подворной отныне будет соответствующее дополнение, которое уместится всего в одну строку.
Николай Столяров
На снимках: ведущий научный сотрудник Донецкого республиканского художественного музея, историк искусства Лилия Подгорная, «Чарка меда» К. Маковского, Полина Леже-Апраксина