Одной из достопримечательностей Донецка (тогда — Сталино) была длинная чугунная ограда Городского сада. Ее кованый узор навсегда отложился в памяти дончан того поколения. Все эти годы было неизвестно имя автора его проекта. Практически случайно нам удалось узнать его, и это стало еще одним поводом рассказать молодым дончанам об исчезнувшей «изюминке» нашего города.
Чугунный шедевр
Были в Донецке и другие красивые изделия парковой архитектуры со своей историей. Например, Фонтан Мира возле Дома Правительства или фонтан «Рождение Венеры» в сквере Павших коммунаров. Однако особое место в истории зодчества нашего города занимает ограда Городского сада. Она была длинной и сделана была из чугуна. Это был один из первых образцов высокохудожественного чугунного литья середины ХХ века нашего промышленного города. И есть у нее своя история.
Как ранее считали донецкие краеведы, эта высокая узорчатая чугунная ограда появилась у нас в 1932 году. Однако удалось найти доказательства, что это утверждение не соответствует действительности.
В Государственном архиве Донецкой Народной Республики нами был найден документ, доказывающий, что знаменитая ограда Горсада не была построена до Великой Отечественной войны. Из протокола №1 заседания постоянной комиссии по озеленению и благоустройству Сталинского горсовета от 1 апреля 1955 года выясняется, что в ходе доклада о благоустройстве парков, садов и бульваров заведующий Калининским райкоммунхозом тов. Клевец определил список объектов, которые должны были построить в том году. Там указаны бульвар Гринкевича, памятник Тарасу Шевченко (дончане знают, что его возвели в сентябре 1955 года рядом с библиотекой им. Крупской) и — внимание! — «Ограда городского сада. Освоение средств по городскому саду должен выполнить «Зеленстрой». Работа не делается. Проекты имеются», — сухо констатирует архивный документ. В другом документе горсовета даже указана сметная стоимость этой ограды – 700 тысяч рублей.
По всей видимости, чугунная литая художественная ограда горсада в Сталино появилась в 1955-м году.
Мастера из «Ремкоммунэлектротранса»
Как оказалось, чугунная ограда была выплавлена в литейном цехе донецкого завода «Ремкоммунэлектротранс». О том, как это происходило, несколько лет тому назад автору рассказал ветеран-литейщик Виктор Андреевич Белан: «Всем цехом работали. Нам привезли уже готовые модели из алюминия. Говорят, что из Ленинграда, но точно не знаю. Нам их принесли руководители коммунхоза».
Правда, некоторые из донецких краеведов сомневаются, что этот шедевр городской архитектуры, был выплавлен мастерами именно с этого предприятия. Дескать, не было еще тогда, в 1955 году, там модельной мастерской.
Это утверждение опровергает статья «Художественное чугунное литье» в рубрике «Сделано в Донбассе» в областной украиноязычной газете «Радянська Донеччина» в номере за субботу, 20 июня 1954 года. В ней были представлены фото Ефима Комма чугунных оград моста имени Патона в Киеве и Калининского моста в городе Сталино (тогда так назывался всем известный мост по проспекту имени Ильича). В статье прямо указано, что сделали это чудо из чугуна литейщики Сталинского вагоноремонтного завода (позже он стал «Ремкоммунэлектротрансом»). Так для моста имени Патона в Киеве они дали 268 тонн художественного литья из чугуна – поручней, 228 решеток, 112 угловых тумб. «За эту работу коллектив получил благодарность от строителей, а министр коммунального хозяйства премировал восемь человек месячным окладом», — написано в статье. Читаем далее: «…Значительно труднее было изготовить садовые решетки с оригинальными высокохудожественными узорами, утонченные поручни, торшеры, тонкую паутину оград для цветочных клумб. И все это делают – модельщики, формовщики, литейщики небольшого донецкого предприятия, люди, которые претворяют в художественном чугунном литье смелые замыслы академиков архитектуры, скульпторов-декораторов, художников…», — написали В. Прощаков и С. Борисенко.
Дальше идет рассказ о сделанных мастерами работах по оформлению Калининского моста, Макеевского путепровода (сейчас — в районе остановки «Макаронная фабрика», там тоже есть столбы и ограда с высокохудожественным литьем), созданию памятника генералу Кузьме Гурову на его могиле в сквере возле театра оперы и балета.
Из этой газетной заметки мы теперь узнаем, что художественном литьем на предприятии начали заниматься с 1950 года. Этот год, в принципе, можно считать, отправной точкой начала «чугунного» периода в архитектуре города Донецка. «Начали с отливки ограды парка. Отливки были произведены в срок, но качество их оставляла желать лучшего. Выводы коллектив сделал правильные: начались настойчивые искания, улучшение технологии, обучение кадров. На помощь запросили мастеров из Киева. Что-то переняли у них, до остального, главного, доходили собственным творчеством, настойчивостью в достижении поставленной мечты…», — сообщалось с газетной страницы.
Дальше, мы сегодня, можем назвать и конкретные имена мастеров, принимавших участие в высокохудожественном оформлении нашего города: «Завод по праву гордится своими людьми, которые стали настоящими мастерами художественного литья. Самое почетное место среди них занимает обер-майстер Федор Николаевич Грохотов, за плечами которого 47 лет рабочего стажа и который нетолько блестяще освоил новое дело, но и умело обучает молодежь.
По мотивам Ф.Н.Грохотова изготовляют модели конструкторы, с ним всегда советуется скульптор-декоратор Майя Кузьминична Ищенко (в замужестве Свириденко – Прим. автора )…Талантливые ученики у Федора Николаевича. Наверное нет такой художественной детали, которую не смогли бы отформировать Петр Алексеенко, Иван Прошкин, Анна Маловичко, Иван Ананьев, Иван и Василий Гнутиковы, Константин Таратута и десятки других формовщиков…».
Сообщалось, в частности, что над художественным литьем работает, в основном, молодежь. Ею был полностью укомплектован модельный цех. Молодым специалистом была тогда М.К.Ищенко, которая в 1954 году всего как три года закончила обучение в Ворошиловградском государственном художественном училище. Кстати, среди ее работ значится и фонтан на площади Ленина, а также чугунные плиты воинского мемориала на братской могиле погибших советских солдат в селе Долина Славянского района на границе с Харьковской областью.
Она стала заложницей
Вернемся же к ограде Горсада в Сталино. У нее судьба оказалась печальной. Можно сказать, что она стала заложницей и пала во время печально знаменитой хрущевской кампании борьбы с излишествами в советской архитектуре.
В народе сохранилась версия, что решетку убрали по личному указанию Первого секретаря ЦК КПСС, главы Советского Союза Никиты Хрущева. Якобы во время визита в Сталино в 1956 году по дороге на родной завод им. 15-летия ЛКСМУ на глаза эмоциональному Никите Сергеевичу попалась та самая ограда. Говорят, что тогда и последовал приказ убрать ее. Может быть, так оно и было, но обнаруженный в Госархиве документ говорит о том, что претензии к ограде появились у городской власти в конце 1955 года.
Это подтвержает некогда секретный протокол № 1/6 заседания бюро Сталинского горкома КПУ и исполкома городского совета депутатов трудящихся от 29 декабря 1955 года. Документ называется «О мерах по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В нем отмечалось: «…отдельные архитекторы и проектировщики, пренебрегая необходимостью создания удобств для населения, требованиям экономики и нормальной эксплуатации зданий, распостраняли внешне-показную сторону архитектуры, изобилующую большими излишествами, увлекаясь главным образом украшением фасадов зданий, в результате чего ежегодно перерасходывалось много средств, на которые можно было бы построить ни один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся. Бюро горкома КП Украины и исполком городского совета отмечают, что указанные недостатки и ошибки имеют место в работе проектных и строительных организаций города Сталино…».
В качестве таких примеров сообщалось, что «в городе Сталино архитектором т. Берберовым на жилых домах по проспекту Гурова, административных зданиях Министерства угольной промышленности УССР, треста «Сталиншахтострой», дворце культуры обкома союза угольщиков в Кировском районе (ныне это ДК им. Франко – Прим. автора), архитекторами тт. Лукьяновым и Страшновым на комплексе домов ДонУГИ и ЦГСД и др., в угоду показному украшательству применены многочисленные лоджии, колонны, портики, шпили и др. дорогостоящие детали, придающие зданиям архаический вид и удорожающие строительство…».
Тогда городские власти постановили обязать «всех работников проектных и строительных организаций и архитекторов в кратчайший срок перестроить свою работу в соответствии с постановлением партии и правительства, уделяя главное внимание созданию удобств для населения, экономики строительства, благоустройству жилых домов, кварталов и районов». «Предложить руководителям строительных и проектных организаций смелее осваивать передовые достижения отечественного и зарубежного строительства. В 1956 году довести до 100% внедрение в строительство типовых проектов, повседневно вести борьбу с проявлениями формализма в архитектуре и с излишествами в проектировании и строительстве», — записано в этом документе.
Поэтому в 1956 году (вот вам и косвенное подтверждение народной легенды о гневе Никиты Хрущева), участь ограды Горсада была предрешена. Тогда, видимо, и начали снимать чугунное ограждение. Видимо, у кого-то из руководящих лиц все-таки хватило ума полностью не уничтожать ее, а частью оградили построенный в парке им. Щербакова летний кинотеатр. По словам очевидцев, там она и простояла до начала перестройки. На месте кинотеатра «Зеленый» сегодня стоит аквапарк. Автор статьи в 2009–2010 годах ходил в тех местах, но там были только остатки железобетонного ограждения. А следы литой чугунной ограды затерялись… Опять же народная молва утверждает, что ее сдали просто на металлом и затем переплавили.
Зато совсем недавно, с помощью приведенного выше некогда секретного документа, удалось узнать имя и фамилию автора проекта чугунной ограды Горсада. Этот человек не был из Ленинграда. «По проекту архитектора т. Страшнова осуществлена ограда городского сада с применением большого количества чугуна…», — говорится в совместном постановлении бюро Сталинского горкома КПУ и исполкома горсовета. Таким образом, речь идет об одном из самых именитых донецких зодчих Альвиане Платоновиче Страшнове (1914-1986).
Архитектор центра
Этот зодчий сделал немало для Донецка. Из документов проектного института «Донбассгражданпроекта» узнаем, что Альвиан Страшнов родом из Ярославля. В 1938 году закончил учебу в Ленинградском институте инженерно-коммунального хозяйства и начал работу в качестве архитектора в Северной столице России. Правда, в том же году он был призван на службу в Красную Армию и работал в «Военпроекте» до марта 1941 года, а затем был отправлен в запас. Однако, как известно, через несколько месяцев началась Великая Отечественная война, и архитектор Страшнов в июле 1941 года был снова призван в Красную Армию и по март 1942 года работал на строительстве порта на реке Кама.
Это был порт «Камбарка» в Удмуртии, затерянный среди лесов на левобережье могучей реки. После начала войны, когда донбасский уголь оказался в руках фашистов, требовалось обеспечить бесперебойную транспортировку кузнецкого угля в европейскую часть Советского Союза.Поскольку железные дороги были перегружены перевозками военных грузов, Государственный Комитет Обороны принял решение построить на Каме в течение зимы 1941-1942 годов крупный механизированный порт «Камбарка» для перевалки кузнецкого угля из вагонов в баржи. Ранней весной 1942 года, точно в срок, установленный Государственным Комитетом Обороны, новый порт «Камбарка» принял первый железнодорожный маршрут угля для перевалки. В этой работе есть и доля труда архитектора Альвиана Страшнова.
После окончания войны жизнь зодчего прошла в Донецке. 1 января 1946 года он был принять на должность архитектора на сдельной зарплате в «Облпроект». В этом институте, несколько раз менявшего название, он проработал до 1976 года. Среди построенных по его проектам значатся следующие объекты: в соавторстве с другими зодчими — здание экспериментальной школы №5 в Донецке и планировка центральной части Донецка; Институт металлов и Гипросталь; пристройка к третьему корпусу ДПИ; гостиница «Украина»; здание ВГСЧ; реконструкция кинотеатра им. Шевченко и гастронома «Москва»; здание телецентра в Донецке; административное здание Облпрофсовета; планировка застройки микрорайонов Мирный и Солнечный и другие объекты. Он также участвовал в конкурсном проекте памятника «Освобождения Донбасса»от немецких оккупантов на улице Артема в Сталино в 1947 году.
В 1970 году Указом Президиума Верховного Совета УССР от 7 августа Альвиану Платоновичу, первому из архитекторов Донецкой области, за заслуги в развитии строительства и архитектуры было присвоено почетное звание «Заслуженного архитектора УССР». Знак и удостоверение под №5 ему были вручены заместителем председателя Донецкого горисполкома И.А. Овинниковым 15 октября того же года.
Среди других исполненных объектов по проектам этого архитектора записано и административное здание бывшего УКГБ по улице Щорса. Что интересно, в архивных документах «Донбассгражданпроекта» нет ни строчки о ходе этого строительства или, может быть, о каких-либо предполагаемых там архитектурных решениях. Всему виной специфика строящегося здания. Удалось выяснить, что по итогам 1967 года эта работа Альвиана Платоновича была отмечена Госстроем УССР дипломом первой степени. Известно, что также архитектор Страшнов занимался проектом застройки квартала №738 (район травматологической больницы) по «улицам Щорса, Университетской и проспектам Освобождения Донбасса и Больничный». Ушел из жизни известный донецкий зодчий в 1986 году.
Сегодня мы узнали имя автора проекта исчезнувшего архитектурного шедевра Донецка и некоторые имена тех, кто его изготовил. Быть может, когда-нибудь все тайны чугунной ограды Горсада будут раскрыты, и мы еще узнаем о ней много интересного. А там, кто его знает, по счастливой случайности, может так оказаться, что некоторые ее части и уцелели..
Анатолий Жаров