Наступили покаянные дни Великого поста. В храмах нарядное убранство сменилось на темное и мрачное, в богослужении то и дело звучат покаянные молитвы, призывающие задуматься о своей душе. Христиане воздерживаются от увеселений и скоромного – мясной и молочной пищи. И вот внезапно посреди скорби и сокрушения о грехах – торжество.
В далекой Византии в не менее далеком от нас IX веке христиане тоже встречали Великий пост. К положенной в эти дни скорби примешивалась тревога от того, что происходило в стране. Бесчинства властей, тысячи замученных за веру. Людей хватали прямо в их домах и убивали только за то, что находили у них иконы. А все началось… с мусульманских иммигрантов.
В Византии они стали весомой политической силой, прислушиваться к которой был вынужден даже сам император. Под влиянием учения ислама возникла ересь иконоборчества. Ее последователи утверждали, что икона тоже идол, запрещенный второй Божией заповедью.
ПОЧЕМУ ИКОНА НЕ ИДОЛ?
Что сказать, вопрос сложный, на который с ходу и не ответишь. Пусть никто не видел Бога Отца, чтобы Его изображать, но ведь христиане верят, что Христос реально приходил на землю, родившись как обычный человек. Получается, что борцы с изображениями Христа и Богородицы отрицают это, а значит, не верят и в само искупление – распятие на Кресте и Воскресение, то есть основу христианства.
Это и возмутило учителей Церкви, которые собрались в Константинополе, чтобы вынести свой вердикт. В принципе, когда-то икон не было: апостолы и их ученики молились в подземных катакомбах или собираясь у когото дома, а христиане и сегодня молятся не только и не столько перед образами. Верующий человек совершает молитву довольно часто в своей жизни, в самых разных ситуациях. Иконоборцы пошли дальше размышлений и философствования: свои взгляды они насаждали огнем и мечом. Мучеников за веру уже были тысячи.
Иконоборцы врывались в дома мирных византийцев и отнимали иконы. Тех, у кого их находили, убивали, ослепляли, предавали пыткам.
«ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ»
То, что иконоборцы делали потом с иконами, напоминает историю про атеистов советских времен: «Вы же говорите, что в Бога не верите. А зачем тогда на Него плюете?». В общем, со стороны это выглядело как борьба против Бога и Его Церкви и по факту ею и было. Все, что интересовало иконоборцев, прикрывавшихся защитой «чистоты веры», – это политика и продвижение на лестницах власти.
Когда в 843 году византийская царица Феодора созвала Константинопольский собор и он утвердил иконопочитание, это был «праздник со слезами на глазах». Хотя после этого ересь существовала еще целое столетие, а некоторые современные христианские и псевдохристианские течения до сих пор увлекаются ею, граждане Византии получили защиту в лице самой императрицы и свободу исповедовать свои взгляды, не подвергаясь за это преследованиям.
ПОЧЕМУ ИМЕННО В ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА?
Так вышло. Исторически на это время как раз пришлось завершение Константинопольского собора, который одобрил церковное почитание икон. По этому поводу византийская царица Феодора устроила торжество, а за воскресным богослужением был совершен чин отлучения от Церкви всех, отрицающих ее вероучение. С тех пор этот чин совершается каждый раз в Неделю Торжества православия. Грозное слово «анафема» (по-гречески «отлучение»), которое за ним звучит, в устах Церкви означает: «они не с нами». Даже если кто-то, проповедуя чуждые церковному учению взгляды, скажет, что тем не менее он православный, Церковь этого не признает.
ЗА ЧТО МОГУТ ОТЛУЧИТЬ ОТ ЦЕРКВИ?
За дело. В чине Торжества православия подробно перечисляются восемнадцать пунктов. Хотя, на первый взгляд, речь идет о каких-то умозаключениях, по факту все они когда-то привели к преступлениям против человечества. Те, кто отрицает веру в бессмертную душу человека, совершают из-за этого аборты, выращивают детей в пробирках и ставят над ними опыты. Не верящие в Божие Промышление учиняют бунты против власти и революции, в которых гибнут невинные.
Личное дело каждого – верить в Бога или нет, почитать иконописные изображения или как-то иначе толковать вторую заповедь, но почему-то в человеческой истории разница во мнениях выливалась в кровопролитные войны, жестокие убийства и массовые издевательства над людьми, и ладно бы в диком и мрачном Средневековье, так нет же – в прогрессивном ХХ веке электричества, высоких технологий и первых полетов в космос. Вспомнить хотя бы, сколько миллионов человек было замучено в застенках НКВД и отправлено в лагеря просто за свои религиозные убеждения!
Уже в ХХ веке Русская Православная Церковь Заграницей добавила к чину Торжества православия провозглашение анафемы участвующим в расколах и тем, кто учит, что любые секты и вероучения с намеком на христианство – это все одно и мы должны объединиться, изменив немного свое вероучение в угоду другим. С такими экуменическими идеями Православной Церкви тоже не по пути.
ТОРЖЕСТВО КАК ОНО ЕСТЬ
Сегодня православных в мире всего около 7 %, если верить статистике. Даже в нашей стране на каждом шагу можно встретить неверующих. Во многих семьях, на работе, в компании православные так или иначе сталкиваются с прессингом, откровенным непониманием и насмешками. Наследие советской эпохи дает о себе знать и сегодня. Со стороны непонятно, что будут праздновать люди, которые соберутся в этот воскресный день на богослужение.
Торжество ощущается, лишь если зайти внутрь: вы увидите сотни людей, глаза которых с радостью и любовью смотрят на своих единомышленников. Оказывается, православных в городе не так уж мало. А еще обнаруживается, что это не горстка запуганных бабушек, погрязших в предрассудках и самокопании, а сообщество неравнодушных друг к другу и не сломленных войной и житейскими обстоятельствами людей самого разного возраста. Глядя на них, понимаешь, что у города есть будущее, а война когда-нибудь обязательно закончится.
Мария Цырлина, газета «Кочегарка ДНР»