А вы смотрели по телевизору необыкновенно яркое, мощное и красивое зрелище – главный военно-морской парад, олицетворяющий мощь и красоту, славу России? Поражает профессионализм участников парада: корабли, крейсеры, подводные лодки, субмарины прошли по красавице Неве, строго держа дистанцию – не более 50 метров. А ведь Нева – коварная река, имеющая препятствия, и очень трудно проходить ее ровно посередине по навигационным картам. Но сложная акватория не помешала участникам парада.
«Князь Владимир» – гигантское сооружение высотою в пятиэтажный дом – воспринимаешь как фантастику. Атомный подводный крейсер «Орел», выпускающий 24 ракеты, каждая из которых имеет свою цель, ракетный крейсер «Маршал Устинов»… Корабли со стягами завораживают.
А в серое петербургское небо взметнулась и синхронно поднялась над городом морская авиация. И небо стало ярче от такой красоты. В этот момент убеждаешься, что у ВМФ России есть все, что может ее успешно защитить. Несмотря на солидный возраст – 325 лет, военно-морской флот молод и полон сил. А как же все начиналось? Заглянем в далекое прошлое.
Россияне издавна сооружали речные суда и отправлялись на них в далекие плавания. Уже во времена Киевской Руси на лодках-однодневках, сделанных из дерева, спускались вниз по Днепру и вдоль берегов Черного моря добирались до Константинополя. В конце 17 века русский торговый караван плоскодонных судов, нагруженных кожей, полотном, зерном, салом выходил из Невы в Финский залив и шел к Стокгольму.
Но Россия не имела ни одного порта на Балтийском море. Когда Петр I возглавил государство, он попытался прорваться к Азовскому и Черному морям, но безуспешно. В 1695 году не смог взять турецкую крепость. Стало ясно, что без флота победы не добиться. Началась лихорадочная работа. Уже весной 1696 года в Воронеже была спущена на воду первая азовская флотилия, состоявшая из 1300 больших и средних судов. И эта флотилия с помощью войск на суше навела страх на турок, вынужденных сдать Азов. 20 октября 1696 года боярская дума вынесла решение: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского регулярного военно-морского флота.
Петр I изучал кораблестроение на лучших в мире голландских английских верфях. В Воронеже было построено двадцать двух- и трехмачтовых больших кораблей и заложен по его чертежу большой 60-пушечный корабль «Предестинация». Азовский флот помог удержать Турцию от выступления против России. Главные интересы России были связаны с Балтийским морем. Строительство Балтийского флота началось в Приладожье. Здесь на верфях строились фрегаты – линейные морские парусные суда и мелкие суда, галеры.
Вскоре в водах Невы у Петербурга появилась флотилия судов. Над нею поднят штандарт Петра I с изображением четырех морей – Белого, Балтийского, Черного и Каспийского.
Летом 1705 года на кронштадтском рейде впервые выстроилась в боевом порядке в три линии эскадра русского Балтийского флота, готовясь отразить подходившего врага – шведов, потрясенных своей неудачей. К 1714 году военная мощь Швеции на суше была сломлена, но на море она была еще сильна: ее линейный парусный флот почти вдвое превосходил русский.
27 июля 1714 года у мыса Гангут русский гребной флот, который был на границе караульного охранения, разделившись на три отряда, двинулся в поход. Четко, быстро и слаженно работали гребцы. Шведы открыли ожесточенный артиллерийский огонь, но русские суда продолжали двигаться вперед. Сблизившись со шведами, брали врага на абордаж. Ожесточенное сражение окончилось полной победой русских, которые проявили беззаветную храбрость.
Гангутская победа изменила соотношение морских сил на Балтике. Отбросив шведский флот, русские моряки вышли в Балтийское море. Шведский флот, понесший большие потери, 28 июля 1714 года оставил позиции у Гангута и ушел к Аландским островам. Гангутское сражение принесло первую крупную победу молодому русскому флоту над сильнейшим противником.
После Гангута на Балтийском море шла усиленная созидательная работа. Балтийские линейные корабли строились по последнему слову техники, создавались матросские кадры. В специальных школах готовились офицеры флота и кораблестроители. В 1719 году Н. Синявин, воспитанник Навигацкой школы, одержал победу над шведами в открытом море у острова Эзеля. В 1720 году – новая победа при Гренгаме закрепила русское преобладание на Балтийском море.
Создание могущественного, сильнейшего на Балтике флота стоило русскому народу громадных усилий. Но военно-морской флот стал надежным защитником границ России, ее опорой в борьбе с внешними врагами.
Итак, со времен дедушки русского флота Петра I до современности простирается славный путь бесстрашного военно-морского флота. Это грандиозный путь моряков всех поколений и летчиков, объединенных доблестью, мужеством, стойкостью, отдавших все силы во имя победы русского народа. Это триумф мощи и красоты.
Лариса Евдокимова, газета «Кочегарка ДНР»