Тонкостями работы своей системы обучения детей поделился с учителями начальных классов школ Донецка легендарный советский педагог-новатор Виктор Шаталов.
«Глубина, широта и полезные знания — такие основные принципы обучения детей. Мы должны их обеспечить на многие десятилетия надежным, выверенным образованием. А попутно решать вопросы воспитания. Давайте не будем путать методики и систему обучения. Есть методика обучения географии, физики, истории. Созданная мною, получившая во всех энциклопедиях наименование — система обучения. Поэтому, если называть ее просто методикой — это грубейшая педагогическая неграмотность», — сказал выдающийся советский педагог, который 30 апреля будет отмечать свое 90-летие. Он рассказал, что о своей системе обучения издал 64 книги, его воспитанники написали 94 научные диссертации, из них 15 — докторских.
Виктора Шаталова во времена Советского Союза звали на работу и в Москву, Санкт-Петербург, Киев, но он не хотел уезжать из Донецка. «Куда меня только не тащили! Говорили, скажите только слово и завтра уже будут грузовики, которые перевезут ваши вещи. Я не захотел никуда ехать. Донецк — это мой город! Здесь мои дети, которых я первым учил. Здесь кости моих предков. Это полностью исключено!», — сказал он.
В беседе с учителями начальных классов Донецка Виктор Шаталов отметил, что дети, особенно в начальных классах, особо впечатлительные, все запоминают и основа всей их образованности лежит в начальной школе. Поэтому учитель, в том числе — и учитель математики — должен быть для них авторитетом. «Он должен быть высокограмотным человеком. Он должен знать языковые тонкости не хуже, чем русовед. Красота математики состоит в глубине, а не в математической доказательности. И математику необходимо преподавать в форме литературного изложения. Учитель математики без литературного образования, без умения поставить ее на литературную почву — это жалкий человек», — заявил он.
Легендарный советский учитель подчеркнул, что во времена СССР учителя требовали от детей глубокого широкого образования. Свой разговор с учителями, несмотря на свой почтенный возраст, Виктор Шаталов провел стоя, так как считает, что учитель обязательно должен вести урок таким образом для полного контроля обстановки в классе. Он подчеркнул, что всегда в свои экспериментальные классы набирал самых «плохих» учеников, так как считает, что каждый человек может получить хорошее образование.
Виктор Шаталов — педагог-новатор. Народный учитель СССР, Заслуженный учитель УССР. В 1969 году разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. С 1956 года вел экспериментальную работу с учащимися.
Анатолий Жаров